Adv-fabrika.ru

Ремонт и Дизайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укладка дорожных плит технология снип

Технологическая карта на устройство внутриквартальных дорог (временных и постоянных) из железобетонных плит

ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ ДОРОГ
(ВРЕМЕННЫХ И ПОСТОЯННЫХ)
ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя и НИИМосстроем.

Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.

1. Область применения . 1

2. Организация и технология строительного процесса . 2

3. Технико-экономические показатели . 6

4. Материально-технические ресурсы .. 6

Приложение 1. График выполнения работ . 7

Приложение 2. Калькуляция трудовых затрат . 8

Лист 1. Схемы профилей дорог и поворотов . 8

Лист 2. Схемы строповки плит ПДП 6,0 ´1,75 БП .. 9

Лист 3. Технологическая схема устройства дороги (проезда) из сборных железобетонных плит ПДП 6,0 ´1,75 . 9

Лист 4. Технологическая схема устройства двухполосной дороги из сборных железобетонных плит ПДП 6,0 ´1,75 (с петлями) 10

Лист 5. Технологическая схема устройства временной дороги из сборных железобетонных плит ПДП 6,0 ´1,75 (с петлями и без петель) 11

Лист 6. Схема установки и переустановки крана при монтаже плит ПДП 6 ´1,75 . 11

Лист 7. Схема ограждения опасных зон ограждения опасных зон . 12

Лист 8. Схема металлического шаблона для контроля ширины швов . 13

Лист 9. Схема заделки швов между плитами . 13

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта (ТК) составлена на производство работ по устройству внутриквартальных дорог (временных и постоянных) из сборных железобетонных плит на объектах Главмосстроя.

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входит:

устройство земляного полотна;

распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания;

распределение технологического слоя;

монтаж дорожного покрытия;

1.3 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ (ППР) и с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства и организацией труда.

1.4 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . Настоящая технологическая карта предусматривает строительство в летний и зимний периоды в г. Москве сборных покрытий временных и постоянных дорог и проездов.

При строительстве полносборных покрытий применяют конструктивные элементы, приведенные в таб. 1.

Плиты железобетонные с обычным армированием и предварительно-напряженные

6000 ´ 1750 ´ 140

Плиты дорожные прямоугольные для постоянных и временных дорог и проездов

6000 ´ 1750 ´ 140

Плиты дорожные прямоугольные, беспетлевые для постоянных дорог и проездов

6000 ´ 1750 ´ 140

Плиты дорожные прямоугольные для временных проездов

6000 ´ 1750 ´ 140

Плиты дорожные прямоугольные с одним бортом для постоянных дорог и проездов

5500 ´ 2000 ´ 140

Плиты дорожные прямоугольные с двумя бортами

3500 ´ 2000 ´ 160

для постоянных дорог

ПДТ-3,5

3300 ´ ´ 160

Плиты дорожные трапецеидальные для временных дорог

3000 ´ 1750 ´ 140

Плиты дорожные прямоугольные для покрытий временных и в качестве оснований постоянных дорог

ПРИМЕЧАНИЕ. Для устройства временных и постоянных дорог могут применяться и другие виды плит, выпускаемые промышленностью и соответствующие ГОСТ 21924-82.

2.2 . Строительство полносборных покрытий постоянных и временных дорог должно вестись поточным методом, предусматривающим равномерное и непрерывное производство всех дорожно-строительных работ.

2.3 . До начала работ по устройству дорог должны быть выполнены следующие виды работ:

освобождена трасса дорог;

проложены (переложены) коммуникации;

произведена геодезическая разбивка;

выполнена вертикальная планировка;

установлены оголовки смотровых колодцев.

2.4 . Отсыпку, разравнивание и уплотнение насыпи земляного полотна следует производить в теплое время года в соответствии со СНиП- II -60-79, ВСН-3-67.

2.5 . Работы по устройству земляного полотна рекомендуется производить экскаваторами с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 (ЭО-2621А; ЭО-3322А; Э-302Б; ЭО-501А; Э-652Б; ЭО-4121А) с использованием имеющегося у них навесного оборудования, бульдозерами мощностью 80 — 250 л. сил (ДЗ-18; ДЗ-59; ДЗ-42; ДЗ-55; Д-444А и ЗФМ-2300), автогрейдерами среднего и тяжелого типа (ДЗ-40; ДЗ-40А; Д-31); скреперами (ДЗ-33; ДЗ-87; ДЗ-111; ДЗ-115; ДЗ-20А; ДЗ-13; ДЗ-74).

2.6 . Насыпи надлежит возводить из талого песчаного и супесчаного грунта. С целью более полного использования местного грунта и экономии средств на транспортировку допускается отсыпка из смеси талого песчаного и мерзлого грунтов с обязательным уплотнением до наступления смерзания местного грунта (табл. 2 ).

Предельное содержание и допустимые размеры мерзлых комьев грунта в зависимости от средств уплотнения

Тип уплотняющего механизма

Предельное содержание мерзлого грунта, %

Предельный размер мерзлых комьев грунта, мм

Катки на пневмомашинах массой 25 — 40 т

Трамбующие плиты на экскаваторах, катки с подающими грузами

2.7 . Все виды работ по устройству земляного полотна, по распределению, планировке и уплотнению подстилающего слоя и основания должны строго выполняться в соответствии с требованиями СНиП III -8-76 «Земляные сооружения», СНиП III -Д5-73 «Автомобильные дороги», СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» ВСН-143-77, ВСН-50-79, ВСН-54-80.

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Особенно тщательно следует уплотнять грунт около дождеприемных колодцев, колодцев подземной части, в местах примыкания к инженерным сооружениям.

2 . Уплотнение грунта в стесненных условиях следует производить малогабаритными механизмами (табл. 3 ).

3 . Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98, а наибольший просвет под 3-метровой рейкой — 1 см.

Средства уплотнения, применяемые в стесненных условиях строительства

Тип уплотняющих машин

Вибротрамбовки, смонтированные на кране

Электротрамбовки ручные ИЭ-4502 и др.

2.8 . Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2-процентным раствором хлористого кальция.

2.9 . Постоянные внутриквартальные дороги устраивают сборными из плит (см. табл. 1 ), а также из монолитного бетона.

В зимнее время дороги необходимо устраивать только сборного типа.

2.10 . Временные внутриквартальные дороги устраивают в течение всего года из плит (см. табл. 1 ), как правило, по трассам постоянных дорог.

2.11 . Временные дороги, уложенные по трассам постоянных дорог, из плит по окончании их эксплуатации или на последней стадии их оборачиваемости следует использовать как основание постоянные дорог.

2.12 . При строительстве сборных постоянных внутриквартальных дорог и проездов укладку плит осуществляют по технологическому слою толщиной 3 — 5 см. Схемы организации работ приведены на листах 1 , 3 , 4 .

Строительство временных дорог

2.13 . При укладке плит на прямых участках обеспечивают строгое выравнивание граней с контролем по натянутой проволоке или шнуру.

2.14 . Плиты укладывают продольными и поперечными гранями вплотную одна к другой.

2.15 . Ширина продольных швов между плитами по верху, образуемая за счет технологических скосов плиты, не должна превышать 20 мм, а ширина поперечных швов — 8 мм.

2.16 . Нижняя поверхность должна контактировать с основанием по всей площади, для чего выполняют пробную укладку.

2.17 . Швы заполняют цементно-песчаной смесью на всю высоту, а места примыкания к постоянным дорогам заполняют щебнем, засыпают песком и уплотняют, при необходимости плиты сваривают между собой.

2.18 . Монтаж плит производят самоходными кранами. Схемы организации работ приведены на листах 5 , 6 , 7 .

2.19 . Автомобильные и пневмоколесные краны укладывают плиты с готового покрытия способом «от себя», гусеничные краны, как правило, должны работать с грунта.

2.20 . Разборку (раздвижку) плит производят плитоподъемником на тракторе Т-180 треста Мосстроймеханизация-1, после чего очищают грани плит и монтажные узлы, стропуют и грузят на автотранспорт с вывозом к месту укладки их или на склад.

2.21 . Монтаж рекомендуется вести с колес.

2.22 . Монтаж плит производят четырехветвевыми стропами или при помощи одноветвевого стропа (чалки) беспетлевых плит. Схема строповки плит приведена на листе 2 .

Строительство постоянных дорог

2.23 . Укладку плит в покрытие постоянных внутриквартальных дорог выполняют аналогично укладке их в покрытие временных дорог.

2.24 . После укладки плит выполняют работы по установке бортового камня (кроме плит марок ПДПБ).

2.25 . После устройства покрытия производится проверка его ровности и размеров швов. В случае, если высота уступов между плитами 3 мм, производится подъем плит и удаление (или подсыпка) цементно-песчаной смеси. Схема шаблона для контроля швов приведена на листе 8 .

2.26 . Омоноличивание покрытия из плит ПДП и ПДПБ производят после сварки закладных деталей смежных плит.

2.27 . После выравнивания и омоноличивания покрытия производят заделку швов тиоколовой или резинобитумной мастикой «Изол» (И-2).

Состав мастики И-2 в % по весу:

битум БНД-60/90 — 75

резиновая крошка — 20

кумароновая смола — 5

2.28 . Швы заполняют на 2/3 высоты цементно-песчаной смесью и на 1/3 высоты мастикой. Швы перед заполнением должны быть тщательно очищены от пыли и грязи с помощью электрощеток и путем продувки сжатым воздухом.

2.29 . Мастику И-2 заливают в швы в разогретом состоянии заливщиком швов МБ-16. Перед заливкой швов грани плит грунтуют праймером или 50-процентным раствором битума БНД-60/90.

2.30 . При устройстве покрытий в зимнее время плиты укладывают на выравнивающий слой в 5 — 10 см из талого песка, мелкого щебня или других несмерзающихся материалов. Укладка этого слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом покрытия.

2.31 . При устройстве покрытия в зимнее время вибропосадку плит и заделку швов необходимо производить весной после стабилизации основания, устранения дефектов и неровностей. В случае необходимости заделки швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их на 2/3 высоты подогретой до 35 °С цементно-песчаной смесью и на 1/3 высоты мастикой с t равной 200 °С.

2.32 . Заключительная операция — установка бортовых камней и укладка асфальтобетона. Укладку асфальтобетона следует производить в соответствии с «Инструкцией по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий в г. Москве» (ТУ Мосгорисполкома, М., 1982).

2.33 . Устройство дорог выполняется составом звена, приведенным в графике выполнения работ (приложение 1 ).

Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 2.

2.34 . Операционный контроль качества работ по устройству внутриквартальных дорог выполняется в соответствии с требованиями СНиП III -1-76 «Организация строительного производства», СНиП III -8-76 «Земляные сооружения», инструкции СН-47-74, и др.

Схема операционного контроля приведена в табл. 4.

2.35 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , «Системы стандартов безопасности труда» (ССБТ) и «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Схема операционного контроля качества работ

Укладка дорожных плит: ГОСТ, вес, размеры

Использование плит при укладке дорожного полотна является наиболее современным и эффективным способом строительства подъездных путей, не требующим подготовки дорожного основания, использования специализирванной техники или применения дорогостоящих технологий.

Процесс укладки дорожных плит

С технологической стороны, сооружение дорожного полотна с помощью плит являются простым и нетрудоемким процессом. Зачастую он состоит из нескольких этапов:

  • Для укладки плит нужна относительно ровная поверхность, поэтому, в большинстве случаев, на месте укладки снимается верхний слой грунта
  • Для циркуляции и оттока грунтовых, талых вод, копается небольшая траншея, глубиной от 25 до 50 см
  • Чтобы со временем дорога на разрушалась от вымывания, а также на полотне не появлялись растения, на подготовленную к укладке поверхность расстилается геотекстильное полотно
  • Создается дополнительный слой материала (20-25 см), который состоит из песка и щебня. Непосредственно перед укладкой он смачивается водой и уплотняется. При укладке плит уровнем служит продольно натянутый шнур
  • Плиты из железобетона укладываются одна за одной. В процессе принимает участие полноценная бригада рабочих, включающая крановщика и стропальщика (тот, кто осуществляет зацепку плит для их передвижения). Уложенные плиты можно уплотнять с использованием инструмента уже вручную. Чтобы конструкция оставалась неподвижной в ходе работы, боковые монтажные петли нередко сваривают или скрепляют между собой стальными прутами

Преимущества железобетонных плит

Технология укладки полотна и строительства дорог с использованием плит имеет весомые преимущества перед аналогичными методами:

Процесс осуществляется максимально быстро. Поверхность железобетонных плит является готовым дорожным полотном и не требует укладки дополнительных слоев материала

Железобетонные изделия максимально надежные и прочные, благодаря тому, что изготовлены в заводских условиях. Это во много раз увеличивает срок эксплуатации полотна

Укладка плит не требует применения особых технологий и производится только при помощи кранового оборудования.

Полотно из железобетонных плит универсально и практично в использовании. Применение данной технологии делает дорожное покрытие невосприимчивым к резким цикличным перепадам температуры (от -50 до +55 градусов), вследствие чего дорога разрушается значительно медленней.

Если полотно не используется или является временным вариантом, его можно легко демонтировать и снять плиты без какого-либо ущерба. Если они еще не исчерпали свой ресурс прочности, в дальнейшем их можно снова использовать для укладки дорожного покрытия.

Производство дорожных плит

В целях повышения прочности и долговечности готовых изделий, при их изготовлении используется особые типы арматурных каркасов: напряженный (арматура Ат-4, Ат-5 и А5), ненапряженный с использованием проволоки Вр-1, арматуры А1, А3 и АЗС. Применение различных типов арматуры, а также технологий производства дает возможность производства плит с широким диапазоном физических и прочностных свойств. Поэтому, для улучшения параметров изделий и придачи им новых свойств, достаточно часто используют водонепроницаемые и влагостойкие растворы классом до W2 и F150. По итогу. Готовая плита может весить до 5 тонн, ее длина может варьироваться от 1,75 до 6 метров, а ширина от 1,5 до 3,75 метров.

Классификация дорожных плит

Железобетонные дорожные плиты изготавливаются в производственных масштабах, в согласии с требованиями стандарта ГОСТ 21924.0-84, который предусматривает разделение всех изделий на несколько основных категорий:

  • ПДП. Универсальные плиты, которые пользуются наибольшей популярностью и имеют самое широкое применение при укладке дорог временного и постоянного типа, предусматривающих достаточную нагрузку до 6 тонн на колесо. ПДП-изделия могут повторно использоваться после демонтажа. Стандартная нагрузка на такие плиты имеет широкий диапазон от 10 до 30 тонн, однако эти параметры могут меняться, в зависимости от типа и марки бетона, з которого они были изготовлены. Как уже упоминалось ранее, железобетонные плиты универсально типа могут использоваться в различных регионах, даже в экстремальных климатических условиях. Например, при очень низкой температуре: до -50 градусов.
  • ПДН. Данный тип дорожных плит представляет собой те изделия, которые изготовлены по принципу предварительного натяжения арматурной конструкции. Такие модели ЖБИ имеют повышенные характеристики прочности и рассчитаны на большую нагрузку, чем стандартные плиты. Габариты ПДН-плит: 6000 на 2000 см, вес – 4,2 тонны. Использование более жесткого арматурного каркаса повышает прочность итогового железобетонного изделия, поэтому их использование рекомендовано на мягких и пучинистых грунтах.
  • ПАГ. Такие плиты являются наиболее прочными среди своих «собратьев» и обладают аэродинамическими свойствами. В среднем, ПАГ-плиты весят 5 тонн. Они укладываются на дорожных полотнах, предназначенных для тяжелого транспорта, а также на взлетно-посадочных полосах. Текстурно плиты могут быть как гладкими, так и рифлеными, что будет обеспечивать различное сцепление с колесным транспортом. Предел нагрузки ПАГ-плит – 75 тонн, а минимальный температурный порог эксплуатации – до -35 градусов.
Читать еще:  Устройство дорог из дорожных плит

Специфика технологии укладки дорожных плит и покрытий

Что особенно важно —материал может применяться неоднократно, поэтому из него часто приготовляют временные дороги. Плиты и их монтаж не требуют больших вложений средств, зато позволяют выполнять работу быстро и качественно.

У данной методики есть несколько основных преимуществ:

  • Быстрый монтаж плит;
  • Нет необходимости в задействовании тяжелой техники для укладки асфальта;
  • Покрытие сразу готово к использованию;
  • Возможность многократного использования.

Как правильно укладывать дорожные плиты. Основные стадии укладки.

Изначально нужно правильно подобрать материал, которым будет выполнять кладка. Этопозволит предотвратить быстрый износ материала. Важно, чтобы толщина плиты была не менее 14 см, внутренность обязательно должна быть покрыта арматурой, иначе плита выйдет из строя очень скоро. Плотность изделия должна находиться на уровне 2,2 — 2,5 т/м. Форма может подбираться любая.

Для дорог желательно, чтобы плита имела небольшую рифленость, это обеспечит лучшее сцепление с поверхностью даже в гололед. Для гусеничного транспорта отлично подойдет гладкая поверхность.

Для России считается оптимальным показателем бетон с классом устойчивости к низким температурам F150. Монтажные петли необходимы не только для монтажа, но и дальнейшего устранения покрытия.

Не только качество материала имеет ключевую роль, но и способ монтажа. Выполняя укладку необходимо придерживаться инструкции, и создавать правильную платформу для плит. Это обеспечит максимальную долговечность и минимальный износ плит.

Изначально выполняется подготовка грунта для монтажа плит:

  1. Сразу необходимо удалить верхний слой почвы;
  2. Далее все разравнивается под один уровень при помощи дорожной техники;
  3. При помощи спецтехники вырывается траншея с глубиной порядка 30 — 50 см, все зависит от несущих способностей грунта и техники, что будет использовать это покрытие;
  4. Чтобы предотвратить появление на дороги сорняков, а также устранить риск размывания почвы под низ траншеи монтируется геотекстиль;
  5. Поверх материала выполняется насыпь щебня глубиной в 10 см;
  6. Сверху насыпается еще 20 см песка;
  7. Далее подушку из песка заливают водой;
  8. Теперь выполняется тщательная трамбовка поверхности. Для этого может быть использована спецтехника или ручная виброплита. Для больших площадей лучше использовать каток. В процессе трамбовки нужно контролировать уровень грунта, чтобы предотвратить смещение плит.

Для этого исходя из размеров и веса покрытия нужно иметь специальную подъемную технику, ее можно взять в аренду.

  1. На участок привозятся плиты и подгоняется необходимая спецтехника;
  2. Далее натягивается шнур, который должен создать правильный уровень для укладки плит, его нужно натягивать вдоль обочины. Использование шнура обязательно для создания ровного покрытия;
  3. С помощью техники поднимается плита, а рабочие направляют ее и укладывают вдоль шнура;
  4. Далее укладывается еще одна плита и стыкуется с предыдущей. Важно выполнять последовательную укладку покрытия. Монтаж может подразумевать использование зазоров или иметь цельную конструкцию;
  5. В щели, что появились между элементами, засыпают песок, чтобы предотвратить активный рост сорняков и создать подушку между плитами для более прочного монтажа;
  6. Для предотвращения образования трещин выполняется расширение при помощи влажного раствора, а на плиты наносится пленка;
  7. В случае необходимости большой прочности дороги, возможно по ней будет передвигаться тяжелая техника или трасса предназначена для грузовиков, выполняется усиление покрытия. Самый простой способ увеличить жесткость заключается в замене песчаной подушки на цементный раствор. Альтернативный вариант — сваривание монтажных петель между плитами для устойчивости конструкции.

Применять полученное покрытие можно для самых разных задач:

  • Обустройства пешеходных дорожек;
  • Формирования стоянок;
  • Создания нагруженных трас;
  • Замены постоянной дороги, на временную до момента выполнения работ на центральной;
  • Для движения спецтранспорта;
  • Формирования подъездной дороги к предприятию.

Технологии дорожных покрытий

На самом деле не так много материалов используется для создания дорожного покрытия, поэтому технологии дорожных покрытий достаточно стандартны. Преимущественно используется асфальт или брусчатка.

Если сравнивать укладку плит и асфальта, то методики имеют много общих характеристик, но есть и значительные отличия. Значительные преимущества плит доказаны статистикой, так как в США уже 60% всех дорог изготовлены из бетона.

  • При изготовлении асфальта используются сыпучие материалы, которые со временем крошатся и требуют ремонта. Бетон же более прочный и плотный, он без труда может эксплуатировать порядка 40 лет и за все это время не требует ремонта;
  • Качество покрытия. Асфальт склонен к проседанию, искривлению, образованию трещин, а плиты из бетона этому практически не подвержены;
  • Бетон не наносит ущерб экологии, а в асфальте используются смолы, которые со временем проникают в почву и загрязняют ее.

Асфальт укладывается следующим образом:

  1. Вырывается траншея;
  2. В ней формируется подушка из гравия и песка. Часто используется сначала укладка больших камней, сверху гравия;
  3. Создается толстый слой асфальта;
  4. После застывания поверхность готова к приготовлению.

На дорожных покрытиях должны использоваться значительной толщины уровни подушек особенно, если планируется использовать магистраль для движения нагруженных автомобилей. Если выполнить укладку на грунт, присутствует большой риск, что плиты в скором времени перекосятся или под ними образуются пустоты, которые со временем приведут к поломке покрытия. Асфальт и плитка еще быстрее реагируют на изменение почвы под покрытием.

При реставрации покрытия из асфальта нужно укладывать смесь не только на поврежденном участке, но и прилегающем. В случае реставрации плит, ремонт покрытия требуется достаточно редко, но возможно появление трещин или смещение поверхности из-за движения грунта.

При монтаже покрытий для дороги рекомендуется создавать небольшие швы, которые будут выполнять функцию отвода воды, но это не является обязательным требованием. Сегодня за рубежом активно используются технологии, что обеспечивают поглощение влаги.

О важном преимуществе минеральной ваты в сэндвич панелях, можешь узнать здесь .

Что такое «лиссант», читай здесь.

Вывод

Дорожные плиты — это одно из самых перспективных направлений в обустройстве дороги благодаря множеству преимуществ. Учитывая долговечность покрытия обеспечивается высокий уровень экономии средств на обслуживании. Для формирования прочного покрытия необходимо следовать технологиям изготовления и монтажа. Для каждого типа материала присутствуют собственные нормативные документы, что описывают их свойства и содержат требования к установке.

Укладка дорожных плит технология снип

СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ПОКРЫТИЯ

12.48. При строительстве сборных покрытий следует выполнять следую­щие работы:

грунтовку граней плит;

планировку верхнего споя основания или устройство выравнивающего слоя по основанию;

укладку или перекладку плит;

сварку стыковых соединений и заполнение швов.

12.49. Строительство сборных покрытий, как правило, должно вестись в одну стадию.

В зависимости от состояния земляного полотна, основания, сроков открытия автомобильного движения, а также при необходимости срочного проезда автотранспорта в соответствии с проектом допускается двухстадий­ное строительство.

При двухстадийном строительстве в первой стадии плиты укладываются на земляное полотно или основание, стыковые соединения не сваривают, швы не заполняют, обочины и откосы не укрепляют; во второй стадии — производят перекладку плит в соответствии с требованиями п. 12.48 с заме­ной дефектных плит.

12.60. Плиты в покрытие следует укладывать, как правило, после заблаговременной их вывозки и раскладки на обочине земляного полотна. При заблаговременной раскладке порядок размещения штабелей плит должен обеспечивать наиболее производительное использование применяе­мого оборудования. Допускается также укладка плит в покрытие «с колес».

12.51. Укладку плит следует выполнять «от себя» самоходными кранами по выравнивающему спою, спланированному шаблоном.

12.52. Окончательная посадка плит на основание должна производиться путем прикатки покрытия гружеными автомобилями или катками на пневматических шинах до исчезновения осадки плит.

12.53. После прикатки плита (с гладкой опорной поверхностью) должна иметь контакт с основанием (выравнивающим слоем) не менее 95 % ее площади.

12.54. Сварку соединений в стыках плит и заполнение швов герметизи­рующим материалом следует выполнять сразу же после окончательной посадки плит в покрытие.

Заполнение швов пескоцементным раствором и герметизирующим материалом на основе битума следует производить, как правило, с помощью специального оборудования.

12.55. Монтаж сборного покрытия в зимних условиях следует производить по выравнивающей прослойке из сухого песка, мелкого щебня, шлака или других несмерзающихся материалов, укладываемых в осно­вание. При укладке сборного покрытия на жесткое основание вырав­нивающую прослойку следует устраивать из сухой цементно-песчаной смеси.

12.56. Движений по сборному покрытию при одностадийном строитель­стве и завершении второй стадии при двухстадийном строительстве разрешается открывать только после сварки стыковых соединений и, как пра­вило, после заполнения швов.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

12.57. При приготовлении цементобетонной смеси следует контролиро­вать:

постоянно — соблюдение технологических режимов приготовления бетонной смеси;

не реже одного раза в смену — показатель удобоукладываемости бетонной смеси и объем вовлеченного воздуха по ГОСТ 10181.0-81, ГОСТ 10181.1-81, ГОСТ 10181.2-81, ГОСТ 10181.3-81. концентрацию рабочих растворов химических добавок, прочность бетона путем испытания трех контрольных образцов-балок, изготовленных и хранившихся в соответствии с ГОСТ 10180-78*, влажность заполнителей по ГОСТ 8269-76 и ГОСТ 8735-75 (проверяется также в случае выпадения осадков);

при изменении качества смеси (удобоукладываемости, объема вовлеченного воздуха и др.) — точность дозирования компонентов бетонной смеси методом контрольного взвешивания по инструкции завода — изготовителя бетоносмесительной установки, качество песка, щебня или гра­вии по ГОСТ 10268-80 1 , ГОСТ 8269-76 и ГОСТ 8735-75;

один раз в квартал — морозостойкость бетона по ГОСТ 10060-76.

Контроль работы дозаторов цемента, заполнителей, добавок и воды должен осуществляться в установленном порядке.

Оценку прочности бетона следует вести без использования статистических методов: прочность на растяжение при изгибе по ГОСТ 13015-75, прочность на сжатие по ГОСТ 18105.0-80 и ГОСТ 18105.2-80.

12.58. При строительстве покрытий и оснований из монолитного бетона следует контролировать:

постоянно — соблюдение технологических режимов бетонирования, ухода за бетоном, устройства и герметизации швов, правильность установ­ки арматуры и прокладок швов. устойчивость кромок боковых граней и сплошность поверхности покрытия;

перед началом бетонирования — правильность установки копирных струн и рельс-форм;

не реже одною раза в смену и при изменении качества смеси на месте бетонирования — прочность бетона путем формования и последующего испытания трех контрольных образцов-балок, удобоукладываемость и объем вовлеченного воздуха в соответствии с требованиями п. 12.57, а также качество работ по уходу за свежеуложенным бетоном с примене­нием пленкообразующих материалов на участках покрытия размером 20х20 см (сформировавшуюся на бетоне пленку необходимо промыть водой, удалить оставшуюся влагу, разлить 10 %-ный раствор соляной кислоты или 1 %-ный раствор фенолфталеина — вспенивание или покрасне­ние допустимо не болев чем в двух точках на 100 см поверхности пленки).

Плотность жесткой бетонной смеси, уплотняемой методом укатки, следует контролировать по трем пробам на 1 км в соответствии с требова­ниями п. 7.36.

12.59. При строительстве сборных железобетонных покрытий дополни­тельно к п. 1.13 следует контролировать:

постоянно визуально — цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков и заполнение швов, соблюдение технологии строительства;

не реже одного раза в смену — контакт плит с основанием (выравниваю­щим слоем) поднятием одной из 100 уложенных плит, превышение граней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках на 1 км, а в по­перечных швах в 10 стыках на 1 км.

I. ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного строительства, оснащенного высокопроизводительными механизмами и осуществляемого в сжатые сроки, важно обеспечить непрерывную и бесперебойную доставку строительных материалов и изделий к возводимым сооружениям. Это возможно осуществить при четко организованной работе автомобильного транспорта, обеспеченного быстро возводимыми дорогами, надежными в эксплуатации при любых погодных условиях.

В настоящее время при возросшей численности автопарка во всех отраслях народного хозяйства обычные дороги /грунтовые, гравийно-щебеночные/ не удовлетворяют полностью требованиям повышения производительности автотранспорта. Плохое состояние автодорог вызывает частые простои, аварии автотранспорта и других машин и механизмов, преждевременный их износ, приводит к перерасходу горюче-смазочных материалов.

Внесены Львовским филиалом ПКТИ Минлеспрома УССР

Рекомендованы Производственным управлением лесного хозяйства и лесозаготовок Минлеспрома УССР

Срок введения 1981 г.

Затрачиваемые на непрерывный ремонт дорог большие средства и трудовые ресурсы обычно не дают должного эффекта, а применение монолитных покрытий капитального типа обходится очень дорого.

Применение сборно-разборных покрытий из полимерцементобетонных плит позволит избежать чрезмерного расхода материалов и средств. При этом в значительной степени будут снижены трудовые затраты на устройство и содержание автодорог. Будучи надежными в эксплуатации, эти дороги отвечают требованиям, выдвигаемым нуждами народного хозяйства. Такие дороги можно строить в любое время года, на любом грунте и сразу же эксплуатировать; строительство их поддается полной механизации, не требуется специального оборудования и машин. Сборные плиты могут изготовляться как в заводских, так и в полигонных условиях без применения специального оборудования.

м инистерства и ведомства, занимающиеся строительством автодорог, имеют в наличии необходимое оборудование для изготовления сборных полимерцементобетонных плит.

В 1967 г. опытные образцы полимерцементобетонных плит были уложены на внутризаводских автодорогах Львовского лакокрасочного завода для практического изучения и проверки их работоспособности в реальных условиях эксплуатации. Полимерцементобетонные плиты обладают высокими технико-эксплуатационными показателями, имеют преимущества перед другими покрытиями, поэтому должны получить более широкое применение в практике, а также при эксплуатации лесных массивов, на торфоразработках, на подъездных автодорогах. В отдельных случаях они будут более выгодными, чем другие покрытия /на дорогах, прокладываемых в отдаленных районах, когда для устройства твердых покрытий нет местных дорожно-строительных материалов и их приходится транспортировать на большое расстояние/.

Настоящие методические рекомендации составлены с учетом данных первого опыта применения сборных полимерцементобетонных покрытий и содержит технические характеристики рекомендуемых конструкций покрытий, описание способов изготовления плит, а также краткие указания по устройству дорог со сборными покрытиями.

Естественно, что полученный опыт не может быть достаточным для того, чтобы ответить на все вопросы, связанные с применением таких покрытий в разнообразных природных и эксплуатационных условиях.

Читать еще:  Устройство ЖБ плиты на существующую плиту

Эта задача может быть выполнена лишь на основе дальнейшего тщательного изучения и обобщения широкого опыта применения сборных полимерцементобетонных покрытий на автодорогах.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Область применения сборных полимерцементобетонных покрытий

Сборные полимерцементобетонные покрытия следует применять при соответствующих технико-экономических обоснованиях:

— на автомобильных дорогах, сооружаемых на площадках промышленного, гидротехнического, сельскохозяйственного, нефтепромыслового, шахтного и другого крупного строительства, в карьерах, на лесо- и торфоразработках, при складах, элеваторах и пунктах приема сельскохозяйственной продукции;

— на временных подъездных путях к железнодорожным станциям, пристаням, а также в начальный период освоения строительных площадок;

— на неблагоприятных в гидрогеологическом и топографическом отношениях участках автомобильных дорог;

— на стояночных и маневровых площадках ремонтных баз для размещения сельскохозяйственных уборочных машин и другой техники.

Сборные покрытия являются надежным средством обеспечения бесперебойного автомобильного движения по дорогам в весеннюю и осеннюю распутицу, поэтому применение таких покрытий целесообразно в районах избыточного увлажнения.

Сборные покрытия отличаются:

— простотой и малой трудоемкостью устройства при возможности полной механизации работ по их сборке;

— легкостью эксплуатации при малых трудовых затратах;

— возможностью их эксплуатации сразу же после укладки на земляное полотно.

Отмеченные выше положительные свойства сборных покрытий в сочетании с ровностью поверхности, надежным сцеплением колеса с покрытием, не только оправдывают первоначальные затраты средств на изготовление элементов покрытий, но и позволяют получить экономию средств на сбережении автомашин, горюче-смазочных материалов, а также на эксплуатационном содержании дорог.

Автодороги со сборными покрытиями в зависимости от их назначения и условий службы устраиваются двух видов:

— со сплошным покрытием на всю ширину проезжей части;

— с покрытием колейного типа в виде полос-колесопроводов, укладываемых в местах прохода колес автомашин.

Применение дорог со сплошным покрытием целесообразно в условиях интенсивного встречного движения автомашин, где покрытие приходится часто очищать от загрязнения, а также на промышленных предприятиях, где временные дороги по окончании строительства могут быть реконструированы в постоянные внутризаводские дороги.

Применение сборных элементов для покрытий дороги, сооружаемой на промплощадке предприятия, существенно облегчает задачу пересечения дороги подземными коммуникациями, возникающую как в период строительства, так и при последующем развитии технологических и инженерных подземных сетей промпредприятия.

Дороги с колейным покрытием применимы в карьерах, на лесо- и торфоразработках, а также на подъездах к складам, элеваторам и другим объектам, где автомобильное движение может быть организовано в виде потока в одном направлении /кольцевое/ или в двух направлениях с разъездами.

Колейные покрытия требуют примерно, вдвое меньше плит, чем сплошные. Колейные покрытия можно использовать в качестве инвентарных.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ ПОКРЫТИЙ

Основным конструктивным элементом автодорожного покрытия является полимерцементобетонная прямоугольная плита /рис. 1/.

Рис. 1. Конструкция полимербетонной плиты.

Основные конструктивные характеристики плит приведены в табл. 1. Различные варианты укладки плит позволяют получать размеры проезжей части дороги, установленные СНиП. Примерные схемы укладки плит в покрытии показаны на рис. 2.

Рис. 2. Варианты укладки плит в покрытие при различной ширине проезжей части дороги.

Основанием под плиты служит спланированная поверхность местного или насыпного грунта. В отдельных случаях при очень слабой несущей способности грунтов, высокой интенсивности движения может быть применено искусственное основание в виде слоя песка, гравия, шлака или улучшенного этими материалами местного грунта.

В особо сложных грунтовых и эксплуатационных условиях, когда для обеспечения высокоинтенсивного движения автомашин грузоподъемностью 10-25 т требуется повышенная несущая способность, а также надежная вертикальная и горизонтальная устойчивость плит в покрытии, основание усиливается специальными железобетонными подкладками в виде подушек /рис. 3/ или крестовин и бортовых лежней /рис. 4/ с заглублением этих подкладок на полную их высоту в естественный грунт или в искусственное основание.

Рис. 3. Сборно-разборные плиты, уложенные на подушки-подкладки.

Рис. 4. Сборно-разборное покрытие под тяжелые нагрузки:

1 — плита; 2 — бортовой лежень; 3 — средний лежень; 4 — распорный брусок; 5 — стяжной болт.

Таблица 1

Конструктивные характеристики автодорожных плит

Расход материалов /числитель — на 1 шт.; знаменатель — на 1 м 2 /

Предельная: нагрузка на спаренное колесо, т /в зависимости от основания/

Монтаж плит перекрытии и покрытий

Монтаж плит перекрытии и покрытий

Состав операций и средства контроля

— наличие документа о качестве;

— качество поверхности, точность геометрических параметров, внешний вил плит;

— очистку опорных поверхностей ранее смонтированных конструкций (ригелей, диафрагм жесткости, опорных столиков колонн) и монтируемых плит от мусора, грязи, снега и наледи;

— наличие акта освидетельствования (приемки) ранее выполненных работ;

Визуальный, измерительный, каждый элемент

— установку плит в проектное положение (отклонение от симметричности глубины опирания плит в направлении перекрываемого пролета, разность отметок лицевых поверхностей двух смежных плит);

— глубину опирания плит;

Измерительный, каждый элемент

— фактическое положение смонтированных плит (отклонение от разметки, определяющей проектное положение плит на опорах, разность отметок лицевых поверхностей смежных плит, глубину опирапия плит);

Измерительный каждый элемент

Технические требования

СНиП 3.03.01-87 пп. 3.5-3.7, табл. 12


Предельные отклонения:

— разности отметок лицевых поверхностей двух смежных непреднапряженных панелей (плит) перекрытий в шве при длине плит, м:

— св. 4 до 8 — 10 мм;

— св. 8 до 16— 12 мм.

— от симметричности (половина разности глубины опирания концов элемента) при установке плит в направлении

— перекрываемого пролета при длине элемента, м:

— св. 4 до 8 — 6 мм;

— св. 8 до 16 — 8 мм;

—св. 16 до 25 — 10 мм.

Толщина слоя раствора под плитами перекрытий должна быть не более 20 мм.

Марка раствора — по проекту, подвижность — 5—7 см.

Поверхности смежных плит перекрытий вдоль шва со стороны потолка должны быть совмещены.

Глубина опирания плит — по проекту.

Не допускается:

— применение не предусмотренных проектом подкладок для выравнивания укладываемых элементов по отметкам без согласования с проектной организацией;

— применение раствора, процесс схватывания которого уже начался, а также восстановление его пластичности путем добавления воды.

ГОСТ 9561—91. Плиты перекрытий железобетонные многопустотные для перекрытий зданий и сооружений. Технические условия. ГОСТ 12767—94. Плиты перекрытий железобетонные сплошные для круп­нопанельных зданий. Общие технические условия.

Отклонения от номинальных размеров плит, указанных в рабочих чер­тежах, не должны превышать следующих значений:

— св. 4 до 8 м — ±10 мм;

— по толщине плит— ±5 мм;

Неплоскостность нижней поверхности плиты не должна превышать для плит длиной:

Отклонения от номинального положения стальных закладных изделий не должны превышать:

— в плоскости плиты — 10 мм;

— из плоскости плиты — 5 мм.

Качество поверхностей и внешний вид плит в зависимости от установленной категории поверхностей должны отвечать требованиям, приведенным в таблице

Верхняя, поя линолеум

Указания по производству работ

СНиП 3.03.01-87 пп. 3.18-3.21

Монтаж плит перекрытий разрешается производить только после проектного закрепления колонн, ригелей и диафрагм жесткости и достижения бетоном замоноличенных стыков прочности, указанной в ППР, а также после приемки опорных элементов, включающей геодезическую проверку соответствия их планового и высотного положения проектному с составлением исполнительной схемы.

Перед подъемом каждой плиты необходимо проверить соответствие ее проектной марке, очистить опорные поверхности плиты, колонн, ригелей и диафрагм жесткости от мусора, грязи, снега и наледи.

В первую очередь должны устанавливаться и закрепляться с помощью сварки межколонные (связевые) плиты, а затем рядовые плиты.

Укладку плит в направлении перекрываемого пролета надлежит выполнять с соблюдением установленных проектом размеров глубины опирания их на опорные конструкции или зазоров между сопрягаемыми элементами. Установку плит в поперечном направлении перекрываемого пролета следует выполнять по разметке, определяющей их проектное положение.

Плиты перекрытий по фермам (балкам) укладывают насухо на опорные поверхности несущих конструкций.

Плиты перекрытий необходимо укладывать на слой раствора толщиной не более 20 мм, совмещая поверхности смежных плит вдоль шва со стороны потолка.

Замоноличивание стыков следует выполнять после проверки правиль­ности установки плит, приемки сварных соединений элементов в узлах сопряжений и выполнения антикоррозионного покрытия сварных соединений и поврежденных участков покрытия закладных изделий. Бетонные смеси, применяемые для замоноличивания стыков, должны отвечать требованиям проекта. Наибольший размер зерен крупного заполнителя в бетонной смеси не должен превышать 1/3 наименьшего размера сечения стыка.

Поставленные на монтаж плиты перекрытий не должны иметь:

— жировых и ржавых пятен на лицевых поверхностях плит;

— трещин на поверхностях плит, за исключением усадочных и других поверхностных технологических шириной не более 0,1 мм;

наплывов бетона на открытых поверхностях стальных закладных изделий, выпусках арматуры и монтажных петлях.

Укладка асфальта на бетон

Один из ведущих методов дорожного строительства по созданию нового и ремонту уже существующего полотна — асфальтирование. Частой технологией, используемой при строительстве и реконструкции дорог общего пользования является укладка нового асфальта на бетон. Рассмотрим особенности проведения этих строительных работ и те аспекты, которые наиболее важны для технологического процесса проведения работ на бетонном основании.

Технология укладки асфальта на бетонное основание

Детальное описание технологии укладки асфальта на бетонном основании прописано в различных СНиП, а также нормативных, технических и правовых материалах. В данных документах приведены требования, которые применяются в каждому из этапов технологического процесса, а также мероприятиям по контролю ремонтных работ.

Технологический процесс укладки асфальта на бетон включает следующие стадии:

  • подготовительные мероприятия;
  • очистка поверхности от грязи и пыли;
  • обработка поверхности (подгрунтовка) битумной эмульсией
  • укладка самой асфальтобетонной смеси толщиной 4-7 см;
  • уплотнение дорожного полотна с помощью специальной техники.

В перечень обязательных подготовительных работ основания входят:

  • удаление с места работ по созданию дороги общего пользования растительного покрова, корней, биологических остатков и т.д.;
  • снятие старого асфальта (если дорога характеризуется малым трафиком, допускается класть асфальт на старое покрытие);
  • уплотнение основания;
  • обработка грунтового дорожного пласта специальной смесью, защищающей будущую трассу от деформации;
  • монтаж дренажной системы с использованием песка, гравия или слоя щебня;
  • строительные работы по созданию подъездных дорог к месту работ;
  • по окончании работ — уплотнение дорожного полотна катком и полив водой (для обеспечения усадки основания).

Чтобы в результате строительных работ не допустить появления дефектов асфальтированного покрытия, технологический процесс предъявляет дополнительные требования к температуре укладки материала: необходимо использовать только горячий асфальт. Он отличается повышенной пластичностью и устойчивостью к температурным перепадам, что позволяет использовать данную технологию для укладки асфальта в условиях высокой интенсивности трафика, у железнодорожных путей, а также созданию дорог различного типа в местах с континентальным типом климата.

Согласно требованиям СНиП, температура укладки асфальта должна быть не менее 120 градусов Цельсия.

Основное условие по укладке бетона (согласно ГОСТ) — весь комплекс работ необходимо провести в кратчайшие сроки, при этом основание должно быть подготовлено заранее, а заливать бетон необходимо сразу после получения раствора.

В зависимости от способа уплотнения дорожного полотна различают 3 типа технологии укладки:

  • вибрационная;
  • выравнивание покрытия катком.

Для проведения работ по строительству дорог общего пользования потребуется использование специальной техники:

  • автоукладчиков;
  • катков;
  • вибрационных плит.

При малом объеме работ, например, обустройстве частной придомовой территории или создании непротяженного тротуара, достаточно ручного уплотнения. Новое асфальтовое покрытие отлично утрамбуется с помощью швабры и виброплиты.

Для соответствия всем критериям технологического процесса важно контролировать количество проходов по асфальту катка. Чтобы покрытие отлично сохранилось на протяжении всего периода эксплуатации, необходимо выдерживать одинаковое число проходов спецтехники.

Чтобы качественно уложить асфальт на бетонное основание, необходимы высококвалифицированная рабочая бригада и достаточный объем строительный техники. Компания Транском для всех видов работ привлекает только опытных и профессиональных специалистов, которые обеспечивают соблюдение необходимой температуры укладки, а также последовательности проведения работ. В Москве и Санкт-Петербурге у нас есть спецтехника различных марок, что позволяет давать гарантию высокого качества асфальтового покрытия на бетонном основании.

Преимущества технологии

Технология укладки асфальта на бетонное покрытие характеризуется следующими преимуществами по сравнению с другими подходами:

  • высокая скорость затвердения бетонной основы;
  • для осуществления работ необходимо мало времени;
  • простое обслуживание асфальтированного покрытия;
  • легкий ремонт повреждений и дефектов дорожного покрытия.

Можно ли класть асфальт на бетон?

Использование бетона (по ГОСТ) разрешено при застиле автострад различных типов. Мелкозернистый плотный асфальтобетон можно использовать в качестве основы как альтернатива щебню. Преимуществами этого типа покрытия является повышенная прочность к механическому воздействию, а также устойчивость нанесенной по окончании работ разметки.

Какой минимальный слой необходимо класть на бетон?

Требования к составу и толщине асфальта связаны с последующим типом эксплуатации трассы:

  • если укладывать асфальт на территории с малой интенсивностью транспортного потока, то достаточно толщины в 4 см;
  • если застилается оживленная автострада с круглосуточным трафиком, уложенный асфальт должен составлять не менее 7 см.

В столице, Санкт-Петербурге и других мегаполисах для городских дорог общего пользования используется технология с трехслойной бетонной основой.

Принципиальное отличие асфальта от бетона

Отличительными чертами бетонного основания от асфальта являются:

  • повышенная прочность;
  • высокая стоимость работ по созданию бетонного покрытия;
  • минимальные временные затраты на строительные работы;
  • гладкая поверхность полученного бетонного покрытия;
  • хорошее сцепление дорожного полотна с автомобильными колесами (особенно при использовании плотного асфальтобетона);
  • дорожный пласт обладает повышенной устойчивость к температурным перепадам;
  • покрытие отлично выдерживает значительные динамические нагрузки;
  • возможность вторичного использования (укладку асфальта можно производить на прежнее покрытие, а изношенный слой асфальтобетона подлежит переработке с последующим применением в дорожно-строительных работах).

Смотрите также:

Технология капитального ремонта дорог

Со времен любое дорожное полотно изнашивается и теряет свои потребительские и эксплуатационные свойства. Чтобы восстановить автотрассу и обеспечить автомобилистам и пешеходам безопасное движение, требуется проведение капитального ремонта дороги. Из нашей статьи вы узнаете, какие типы капитального ремонта дорог бывают, какая техника для его проведения необходима, из каких этапов состоит традиционный технологический процесс

асфальтовая крошка вес 1 м3

Этот материал производится в результате переработки обветшавшего асфальтового покрытия. Отличительными характеристиками асфальтовой крошки на современном рынке стройматериалов являются повышенная плотность и устойчивость. Это связано с наличием в состав смеси битума.

Читать еще:  Дорожка на даче своими руками тротуарная плитка

Армирование дорожной плиты

Бетон, применяемый для изготовления дорожных плит, обладает высокой прочностью на сжатие. Это объясняется, в основном, сопротивляемостью к таким нагрузкам гранитных зёрен щебня с низкой лещадностью.

При растягивающих и изгибающих нагрузках неармированный бетон быстро трескается, поэтому в таком виде его применяют только в небольших по размеру тротуарных плитках. Габаритные изделия в виде плит (дорожных, перекрытия, стеновых) и других строительных элементов выпускаются исключительно с применением армирования. Их называют железобетонными.

Стальное армирование дорожной плиты

В соответствии с действующими нормативами (ГОСТ, СНиП) любая дорожная плита должна изготавливаться с армированием элементами горячекатаной стали, сваренными в единую арматурную конструкцию.

Армирование монолитной дорожной плиты может выполняться по ненапрягаемой технологии или с предварительным напряжением осевых стержней. Изделия с преднапряжением прочнее ненапрягаемых, для дорожных плит это означает более высокую нагрузку.

Технология предварительного напряжения состоит в фиксации стержней арматуры в специальных зажимах стенда с последующим растяжением их домкратами или путём разогрева. В арматуру с растянутыми стержнями заливают бетон и выдерживают его до определённой стадии набора прочности. Затем фиксаторы освобождают и отправляют плиту на склад для «дозревания».

Армирование дорожных плит можно проводить только по схемам, установленным для каждого типоразмера ГОСТ 21924.2-84. В нём приведены типовые чертежи с обозначением видов элементов, составляющих армоконструкцию.

В таблице спецификаций по каждой плите приводятся номера элементов, обозначенных индексами:

  • арматурная сетка — С;
  • арматурный каркас — К;
  • петля монтажная — П;
  • скоба — Ск;
  • фиксатор — Ф;
  • отдельный стержень — словом.

Другая таблица определяет параметры элементов — диаметр, класс стали и общий вес металла.

Таким образом, чертежи армирования дорожных плит позволяют рассчитать стоимость металла и трудоёмкость работ по изготовлению стальной конструкции.

Как зависит прочность автодорожной плиты от армирования

В обозначении монолитной дорожной плиты содержится информация о допустимой нагрузке. Её в большей степени определяет именно армирование. Так, при сравнении двух похожих плит 2П30-18-30 и 2П30-18-10 можно заметить, что они изготовлены из одного типа бетона и из одинаковых по чертежам элементов — сеток (по 2 шт), каркасов (по 2 шт), отдельных стержней и монтажных петель.

Различаются только марки стали и диаметры прутьев сетки и стержней — во второй плите они меньше. Масса металла первой — 46,5 кг, второй — 37,2 кг. Но главное различие в допустимой нагрузке: для первой она составляет 30 тонн, для второй — всего 10. Разница в 9 кг веса арматуры и в классе стали меняет величину нагрузки в три раза.

Подобным же образом разнятся прочностные характеристики плит с ненапряжённой и напрягаемой арматурой.

Конкурентный способ армирования дорожных плит

Армирование монолитной дорожной плиты может производиться не стальной, а композитной арматурой. К ней относятся элементы:

  1. стеклопластиковой арматуры АСП — из смесей смол и стекловолокон;
  2. базальтопластиковой арматуры АБП — из смесей базальтовых волокон и смол;
  3. стеклоармированной полиэтиленрефталатовой арматуры АСПЭТ;
  4. углепластиковой арматуры АУП.

Преимущества композитной арматуры:

  1. высокая влагостойкость и отсутствие коррозии;
  2. прочность не ниже стальных аналогов;
  3. доступная стоимость;
  4. малый вес, низкая теплопроводность, диэлектрические свойства.

При строительстве ответственных дорог необходимы плиты, строго соответствующие нормам ГОСТ и СНиП. Чтобы избежать ошибок и рекламаций, следует покупать их только у надёжных и проверенных производителей и поставщиков — например, у нас большой выбор дорожных плит в Санкт-Петербурге.

Основы технологии укладки дорожных плит. Как правильно класть дорожные плиты

Как уложить дорожные плиты механизированным методом? Статья.

Укладка дорожных плит проводится вручную и с использованием машин. Ручной метод не рассматривается при больших масштабах работ — придется потратить слишком много времени. Использование ручного труда не дает добиться нужного качества трамбовки, потому оптимальной станет механизированная укладка.

Какая техника используется в процессе установки?

Для установки дорожных плит применяются машины-грейферы. Они захватывают железобетонные изделия, перемещают и устанавливают на место. Проводится выравнивание по одной линии, совмещение швов. На выходе получается равномерное покрытие дороги или взлетно-посадочной полосы.

Грейдеры производят Gruenig, TS Vakuum Technik, Ipro и другие компании. В зависимости от сложности задачи удается обойтись как использованием навесных машин, так и другого оборудования. Применяется техника для трамбовки основания и установки бордюра.

Слаженная работа специалистов с использованием дополнительных укладочных механизмов помогает в два раза ускорить монтаж дорожного полотна.

Какие плиты можно укладывать?

Изделие выбирается под задачу. Характеристики бетона и толщины плиты будут отличаться для парковой дорожки и посадочной полосы аэропорта, потому к выбору нужно подходить ответственно. Материал должен отвечать следующим требованиям:

  • толщина не меньше 14 см;
  • наличие армирующего каркаса;
  • соответствие морозостойкости, прочности на сжатие и влагозащищенности стандартам области установки.

Вы можете смонтировать варианты с гладкой и рифленой поверхностью. Выбор делается исходя из области применения и транспорта, перемещаемого по поверхности. К примеру, рифленые плиты используются, чтобы избежать наледи. Они подходят для монтажа на пешеходных участках.

Особенности подготовки грунта перед укладкой

Прежде чем использовать механизированный метод монтажа плиты, потребуется утрамбовать грунт и подготовить основание. От того, каким получилось основание, будет зависеть устойчивость плит и их возможность для использования с тяжелой техникой.

Грунт готовится в 6 этапов:

  1. Удаление верхнего слоя почвы и разравнивание поверхности.
  2. Рытье траншеи. Глубина выбирается по нагрузке. Редко встречаются варианты меньше 30 см и более 50 см.
  3. Укладка геотекстиля на дно траншеи. Это помогает защитить от подмывания дорожного полотна и прорастания травы.
  4. Создание щебеночно-песчаной подушки. Щебень и песок укладывают друг на друга слоями. Если требуется дополнительно усилить полотно, на этом этапе можно добавить цемент.
  5. Поливка основания водой.
  6. Трамбовка грунта. Для этой цели удобно использовать виброплиты. Такое оборудование уменьшает трение между частицами песка и щебня, помогает создать ровную и плотную поверхность.

Когда основание подготовлено, кладутся плиты.

Что учесть при укладке?

Укладка дорожных плит проводится грейферами со специальными стрелами. Плита захватывается и устанавливается на место. После этого проводится подготовка по линии шва.

От строителей важно соблюдать правильное направление укладки. Для этого используется простой метод — по уровню монтажа первой линии плит натягивается шнур. Кладка проводится как вплотную, так и с зазором. Важно провести закрепление швов по технологии — тогда плиты останутся в нужном положении.

Как понять, что укладка прошла неправильно?

Если работали хорошие укладчики со специальной техникой, дорога будет ровной, без перепадов высот. Плита фиксируется стабильно, при передвижении по ней не создается вибрации. Труднее понять, что были допущены ошибки. Мы рекомендуем обратить внимание на такие факторы, как:

  • плиты неравномерно уложены по шву — где-то зазор больше, где-то меньше;
  • дорога неровная, есть приподнятости или слишком заглубленные участки;
  • на плите появились трещины в ходе монтажа;
  • швы не закреплены.

Наш совет — после завершения работ внимательно пройдитесь по дороге, оцените ее состояние. Используйте приборы для определения степени ровности поверхности. Лучше удостовериться в качественной работе на старте, чем тратить время на демонтаж покрытия и укладку плит заново.

Монтаж дорожных плит

Дорожные плиты выпускаются согласно ГОСТу 21924.0-84. Они невероятно универсальны. Специальная конструкция плит позволяет легко выдерживать регулярные большие нагрузки и вибрации, проявлять устойчивость в условиях резких температурных перепадов. На плитах не скапливается дождевая и талая вода, за счет этого период их эксплуатации возрастает в несколько раз.

Поэтому их повсеместно используют при строительстве и укладке постоянных и временных дорог, автобанов, дорог для проезда тяжелой спецтехники, взлетно-посадочных полос аэродромов, как основу под трамвайные рельсы. Монтаж дорожных плит достаточно прост и выполняется очень быстро. В случае нарушения целостности дорожного полотна поврежденная плита легко демонтируется и заменяется новой. При этом не страдают остальные элементы дороги.

Организация технологического процесса

Строительство временных и постоянных дорог ведется поточным методом, с равномерным и непрерывным производством всех дорожно-строительных работ.

До начала работ на освобожденном участке дороги должны быть:

  • Проложены (реконструированы) необходимые коммуникации.
  • Проведены геодезические изыскания и выполнена вертикальная планировка.
  • Установлены оголовки смотровых колодцев.

В соответствии со СНиП-II-60-79, ВСН-3-67 отсыпку, разравнивание и уплотнение насыпи земляного полотна необходимо производить в теплое время года.

Насыпи делают из местного талого песчаного и супесчаного грунтов в целях экономии средств на транспортировку. При этом обязательным условием является уплотнение грунта. Чтобы грунт не смерзался в зимнее время – его пропитывают 2-% р-ром хлористого кальция.

Абсолютно все работы по устройству земляного полотна, по распределению, планировке и уплотнению подстилающего слоя и основания выполняются строго в соответствии со СНиП III-Д5-73 «Автомобильные дороги», СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» ВСН-143-77, ВСН-50-79, ВСН-54-80.

При этом особо тщательно уплотняется грунт около колодцев подземной части, дождеприемных колодцев и в местах примыкания к инженерным сооружениям. В особо стесненных условиях для уплотнения грунта используются малогабаритные механизмы.

На прямых участках дорожного полотна производят строго выравнивание граней полотна. Это контролируется с помощью натянутого шнура или проволоки.

Далее плиты укладывают в покрытие вплотную одна к другой. Таким образом, чтобы ширина продольных швов между ними не превышала 20 мм, а ширина поперечных швов – 8 мм. Для монтажа используются самоходные краны. Монтаж осуществляют четырехветвевыми стропами.

Чтобы обеспечить контакт нижней поверхности с основанием выполняют пробную укладку. Затем заполняют швы цементно-песчаным раствором.

При строительстве временной дороги места ее примыкания к постоянной дороге засыпают щебнем, затем уплотняют песком. Если это необходимо – производят сварку плит между собой.

После укладки проверяют ровность покрытия и размеры швов между плитами. Если разница в высоте между уступами плит превышает 3 мм – плиты демонтируются и выравнивается поверхность цементно-песчаной смеси. Подсыпкой или удалением грунта.

При необходимости производится сварка закладных деталей плит. Далее швы тщательно очищают электрощетками и продувают их сжатым воздухом от пыли и грязи. Затем грани плит грунтуют 50-% раствором битума БНД-60/90 или праймером.

После этого производится омоноличивание дорожного полотна. Для этого швы заделываются тиоколовой мастикой или резинобитумной мастикой. В состав которой входят битум, резиновая крошка, кумароновая смола. Швы между плитами заполняют смесью цемента и песка на 2/3 высоты, затем на 1/3 высоты заливают разогретую мастику.

В зимнее время укладка плит производится непосредственно перед монтажом покрытия. При этом сначала создают выравнивающий слой высотой 5-10 см. В его состав входит талый песок, мелкий щебень (или любой несмерзающий материал). Затем укладывают плиты.

При этом вибропосадка плит и заделка швов производится, как правило, весной. Однако, при необходимости производится заделка швов и в зимний период. Для этого места сопряжения плит и цементно-песчаная смесь прогреваются до 35 °С. Смесь засыпается между швами на 2/3 высоты и далее на 1/3 высоты заливается мастика, подогретая до температуры + 200 °С. Затем производится установка бортовых камней и укладка асфальтобетона.

Контроль качества работ производится согласно требованиям СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», инструкции СН-47-74, и др.

Правила техники безопасности соблюдаются согласно СНиП III-4-80, «Системы стандартов безопасности труда» (ССБТ) и «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Использование дорожных плит при строительстве дорог позволяет экономить время, материальные средства и получить долговечную устойчивую конструкцию.

Укладка дорожных плит: технология

Укладка асфальта в малонаселенных пунктах или возле предприятий является дорогим удовольствием. Альтернативным решением для создания дорог в таких зонах становятся железобетонные плиты. Плиточное дорожное покрытие отличается долгим сроком службы, доступностью. Работы по укладке плит проводятся быстро и с минимальным привлечением спецтехники.

Как выполняется укладка дорожных плит

Работы начинаются с подготовки участка. Верхний слой грунта удаляется для корректного выравнивания. Проводится планирование территории, позволяющее ограничить участок под железобетонные дорожные плиты.

Следующим этапом становится заготовка траншеи. Ее глубина определяется согласно толщине плиты и требуемой подушки. Обычно составляет порядка 50 см. Далее технология укладки бюджетного дорожного покрытия включает следующие виды работ:

  1. Укладка геотекстиля для эффективной защиты плиточной дороги от сорняков и вымывания грунта.
  2. Выравнивание дна траншеи с помощью мелкофракционного щебня. Слой камня должен составлять порядка 10 см.
  3. Заготовку подушки из песка: насыпается слой в 15-20 см.

Согласно современной технологии располагать плиты можно встык или с незначительным зазором. При наличии зазора, его требуется залить цементом или засыпать песком. В эксплуатацию подготовленная дорога вводится сразу.

Особенности проведения укладки дорожных плит

При проведении дорожного строительства важно учитывать ровность получаемого покрытия. Перед началом укладки плит требуется выполнить установку маяков и натяжку каната, по которому и будет определяться аккуратность выполнения работ. К другим особенностям дорожного строительства с применением плит относятся:

  • использование для подушки карьерного песка;

В отличие от речного песка, карьерный ложиться более плотным слоем. Он минимально усаживается при утрамбовке.

  • использование в качестве добавки к песку цемента;

Такая смесь оптимальна для подготовки проездных дорог к предприятиям и складам. Наличие связывающего дополнения обеспечивает большую прочность и надежность покрытия. Но ввод в эксплуатацию дороги с такой подушкой проводится только через 2 дня.

  • применение катка для утрамбовки больших площадок;

При заготовке больших по площади дорог рекомендуется использовать услуги катка. Он быстрее и эффективней справится с задачей, чем обычные виброплиты.

  • использование небольших плит без петель;

Изготовление узкой дороги небольших размеров допускает использование плит без металлических петель.

  • сваривание боковых петель;

Допускается для придания покрытию повышенной прочности.

  • укладка рифленых плит в северных регионах.

Рифленые поверхности позволяют увеличить сцепление транспорта с дорожным покрытием. Поэтому в областях с повышенным количеством осадков рекомендуется использовать именно такой вид железобетонных плит.

Указанные нюансы проведения строительства плиточных дорог допускаются технологией укладки. Также разрешено использование в работе б/у плит, которые имеют состояние, удовлетворительное для их дальнейшей эксплуатации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector