Adv-fabrika.ru

Ремонт и Дизайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры

ЛАМИНИРОВАННАЯ ФАНЕРА ДЛЯ ОПАЛУБКИ

Щиты опалубки могут изготавливаться из различных материалов, однако наибольшей популярностью пользуется фанера. Данный материал отличается доступной ценой, небольшим весом при значительной площади и хорошей прочностью. В современном монолитном строительстве применяется специальная ламинированная фанера для опалубки. В отличие от своего традиционного аналога, она не боится воздействия влаги. Это существенно увеличивает количество рабочих циклов щитов и позволяет получать бетонные конструкции очень высокого качества.

Что такое ламинированная влагостойкая фанера для опалубки?

Данный строительный материал изготавливают из шпона различных древесных пород. Шпон склеивается под высоким давлением и температурой посредством специальных клеящих составов. На выходе получается монолитная древесная плита, стойкая к различного рода механическим нагрузкам. Для увеличения влагозащитных свойств фанеру подвергают процессу ламинирования. Простыми словами, контактную поверхность листов покрывают специальными пленками.

Ламинированная фанера для опалубки фундамента, стен, перекрытий и других конструкций может покрываться пленками на основе меламиновой или фенолформальдегидной смолы. В зависимости от конкретного вида, варьируется сфера применения и рабочий ресурс материала. Остановимся на этом детальнее.

Ламинированная фанера для опалубки фото

Фенолформальдегидные пленки

Оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры, покрытой фенолформальдегидными пленками очень высока. Материал от проверенных производителей, изготовленный в строгом соответствии с технологией, способен выдерживать свыше 50 рабочих циклов. Такая фанера является очень влагостойкой, прочной, не деформируется и имеет приемлемую стоимость. Использовать ее допускается только при работе снаружи строений. Дело в том, что фенолформальдегидное покрытие постепенно разрушается, выделяя токсичные для живых существ соединения.

Меламиноформальдегидные пленки

Ламинированная фанера для опалубки на основе меламиноформальдегидных смол имеет в разы меньший рабочий ресурс, менее влагостойка, но при этом экологически безопасна. Ее можно без опасений использовать для внутренних работ. Также из данного материала изготавливают элементы интерьера и мебель.

Что касается самого ламинирующего слоя, то он представляет собой плотный лист бумаги, пропитанной смолой. На лист фанеры наносятся специальные клеящие составы. Далее на него наклеивают бумагу и помещают все это под высокотемпературный пресс.

Стоит отметить, что фанера от известных брендов ламинируется не только по лицевым поверхностям, но и с торцов. Это предотвращается проникновение влаги внутрь, тем самым исключая отслаивания и деформации.

Преимущества материала

Далеко не секрет, но сегодня в строительстве на первое место выходит снижение затрат. Цена ламинированной фанеры для опалубки невысока в сравнении с другими материалами. Это позволяет существенно сократить бюджет, необходимый для сборки опалубочной системы. Ниже мы акцентируем внимание на основных преимуществах этого материала.

— Небольшой вес. Одним из главных достоинств опалубочных систем на основе фанерных листов является небольшая масса щитов. Это позволяет выполнять инсталляцию опалубки без привлечения крупногабаритной грузоподъемной техники на объект. В отдельных случаях, установка возможна вручную.

— Простота в использовании. Опалубка из ламинированной фанеры может быть установлена своими руками, если работы по бетонированию ведутся в частном строительстве. С материалом очень просто взаимодействовать. Он легко обрабатывается, поэтому не составит абсолютно никакого труда уменьшить размеры листов привычным ручным инструментом. В качестве крепежей используют обычные гвозди, саморезы или шпильки.

— Безупречные эксплуатационные характеристики. В своей ценовой категории ламинированной фанере попросту нет равных. Она не боится воздействия химических компонентов бетона, влаги, ультрафиолетовых лучей и перепадов температур. Кроме этого, фанера обладает хорошей упругостью, жесткостью и способна выдерживать значительное давление бетонной смеси. Как правило, в строительстве используется ламинированная фанера для опалубки, толщиной 18 мм. Для крупногабаритных конструкций применяют усиленные листы. Идеально гладкая контактная поверхность позволяет осуществлять отливку изделий из железобетона, не требующих дальнейшей отделки.

— Возможность быстрой сборки опалубочных систем большой протяженности. Стандартные размеры ламинированной фанеры для опалубки – 3000х1500х18. Это позволяет довольно оперативно выполнять сборку форм для заливки конструкций значительной длины и высоты.

— Простота обслуживания. Лицевая поверхность листов отличается очень низкой адгезией. Это минимизирует налипание бетона и существенно облегчает обслуживание. В частности, после распалубки, следует удалить остатки бетона, просушить щиты и поместить их на хранение с ангар с небольшим уровнем влажности. Перед последующим использованием фанеру следует обработать разделяющими составами. Кстати, если вы не знаете чем смазать опалубку из ламинированной фанеры, то для этих целей, помимо готовых смазок, подойдет даже отработанное моторное масло.

Как сделать опалубку из ламинированной фанеры?

По большому счету, устройство опалубки из ламинированной фанеры мало чем отличается от установки опалубочных систем из других материалов. Прежде всего, осуществляют расчет конфигурации будущей опалубочной системы. Далее приступают к подготовительным работам на самой строительной площадке. Выполняется разметка участка, рытье траншей, обустройство песчано-щебневой подушки и пр. Следующим этапом идет установка каркаса опалубки и сборка щитов. Как правило, каркас собирается из металлического профиля, однако для разовых работ его можно заметить деревянными брусками. Ниже мы перечислим основные элементы, входящие в состав опорной конструкции их металла:

  • линейные щиты по размерам соответствующие листам обшивки;
  • комплект угловых элементов;
  • ограждения для сборки колонн;
  • раскладные стойки для формирования перекрытий.

Регулировка опалубки по ширине осуществляется с помощью деревянных брусков. Чтобы защитить систему от распирания бетонной смесью, мастера применяют специальные хомуты и подпорки. Установка подпорок осуществляется через каждые 60-100 см. В обязательном порядке перед заливкой бетона опалубка проверяется на точность пространственного расположения с помощью специализированного измерительного инструмента. Все стыки между листами фанеры следует герметизировать. Это исключит утечку бетона и поспособствует более высокому качеству фундамента. Распалубку допускается осуществлять только после набора бетоном необходимого уровня прочности.

Какого производителя выбрать?

Как говорилось выше, оборачиваемость опалубки напрямую зависит от качества фанеры. Наибольшим ресурсом обладает продукция от европейских и отечественных брендов. Ламинированная фанера для опалубки производства Китай стоит дешево, но при этом и уступает по качеству. Для частного строительства и разовых работ ее рабочего ресурса будет достаточно, но для профессионального коммерческого строительства она не подходит. На практике это выглядит следующим образом:

— Европа – порядка 50-ти рабочих циклов;

— Россия – около 20-ти;

— Китай – около 5-ти.

Также все зависит от качества обслуживания и правильности использования опалубочных систем. Несоблюдение технологии монтажа, разборки, сервиса и хранения способно в разы сократить оборачиваемость даже самых качественных опалубок.

Ламинированная фанера для опалубки в аренду – рациональное решение, экономящее средства!

Стоимость качественных материалов высока. И не всегда их покупка может быть оправдана. Компания «Ордос Опалубка» предлагает взять опалубочную систему из ламинированной фанеры в аренду. Мы предлагаем изделия безупречного качества. Все работы по транспортировке, монтажу, демонтажу, обслуживанию и хранению наши сотрудники возьмут на себя.

Для уточнения деталей – обратитесь к нашим консультантам!

Оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры, досок

Оборачиваемость — классификационный показатель, по которой опалубка подразделяется на однократную и инвентарную виды. К разовой опалубке относятся несъёмные конструкции, остающиеся в составе фундамента или стены после затвердевания бетона. Инвентарная опалубка — это специальная конструкция, предназначенная для многократной заливки типовых элементов монолитного здания. Она применяется в качестве строительного инвентаря и подлежит инвентарному учёту. Чем большее количество заливок способна выдержать такая конструкция без изменения своих заданных характеристик, тем больше оборачиваемость опалубки.

По положениям ГОСТ Р 52085-2003 вся производимая инвентарная опалубка, в зависимости от точностных показателей её производства (класса), должна отвечать следующим требованиям по оборачиваемости (см. таблицу):

1 класс

2 класс

3 класс

фанера для перекрытий

фанера для стен

фанера для стен

Оборачиваемость инвентарной опалубки

Очевидно, что оборачиваемость опалубки будет зависеть от материала, качества изготовления и условий эксплуатации. Щиты, составленные из деревянных досок, считаются самыми недолговечными опалубками, так как они впитывают влагу от бетонного раствора и сильно деформируются. Для щитовой опалубки используют сосновые, еловые, берёзовые, ольховые и лиственничные доски толщиной 20-32 мм и влажностью до 25%. С целью получения большой оборачиваемости в 8-10 циклов для изготовления элементов опалубки следует использовать пиломатериалы 1 и 2 сортов. Палубная сторона щита, контактирующая с бетоном, должна быть острогана и обработана смазкой для уменьшения адгезии. При этом ширина досок на ней не должна превышать 150 мм.

Цена на доску для опалубки в России зависит от породы древесины и способа обработки. Ниже приведены предложения отдельных реализаторов пиломатериалов в стране:

Цена (руб/м 3 )

Доска строганная 20х100х6000

Доска обрезная 25х150х6000

Оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры

Ламинированная фанера даёт возможность получить более долговечные и оборачиваемые опалубочные конструкции. Основные достоинства ламинированной фанеры:

  • высокая прочность;
  • даёт гладкую поверхность бетона;
  • требует меньше подпорок;
  • небольшой вес;
  • отработанные листы можно использовать на черновой пол;
  • оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры может достигать 50-100 циклов.

На опалубку идёт листовая 18 или 21 мм ламинированная фанера. Типовые размеры листа составляют 122х244 см и 150х300 см. Ламинирующее покрытие может выполняться из меламина, фенола или ПВХ. Оно обеспечивает влагонепроницаемость, повышенную плотность и стойкость к износу поверхности листа, устойчивость к адгезии.

Для обеспечения долговечности и большей оборачиваемости ламинированной фанеры нужно соблюдать особые правила эксплуатации:

  • крепить её на опорах и балках саморезами с обеих сторон;
  • соблюдать промежуток между распорками не более 1 м;
  • при обращении соблюдать осторожность, не повреждать ламинат;
  • после каждого демонтажа очищать поверхность от бетона и наносить водоотталкивающую смазку.

Цены на фанеру зависят от её марки, толщины, сорта, размеров и производителя. Ориентировочные цены на неёв Москве приведены ниже:

Выбираем фанеру для опалубки

На начальной стадии строительства загородного дома, гаража или забора заливается бетонное основание. Для того чтобы его правильно монтировать необходимо изготовить деревянный каркас, состоящий из ровных и прочных щитов. Как правило, после заливки жидкого бетонного раствора и его застывания, фанера для опалубки демонтируется и может быть повторно использована для других построек. Исходя из этого, для каркаса необходимо подобрать материал, который будет проще всего разобрать. Конечно, можно использовать и доски, но такие элементы намного сложнее в работе.

Почему для опалубки лучше выбирать фанеру

Если сравнивать строительную фанеру для опалубки и дощатые конструкции, то листовой материал обладает следующими преимуществами:

  • Не деформируется под весом бетонной массы.
  • Требует меньшего количества дополнительных подпорок (достаточно устанавливать каждые 60-100 см).
  • Опалубочную конструкцию из фанеры не нужно дополнительно выравнивать, на ней нет рубцов и дополнительных стыков.
  • Для опалубки можно использовать б/у материал.
  • Требует намного меньше времени на монтаж.
  • Конструкция из фанер весит намного меньше дощатого каркаса.

Обычные доски не проходят обработку, поэтому они не устойчивы к агрессивной среде и химикатам. Фанера же отличается не только повышенной влагостойкостью, но и химической устойчивостью. Благодаря этому пластификаторы, добавляющиеся в бетонный раствор, не окажут на конструкцию пагубного влияния.

К недостаткам таких каркасов некоторые строители относят большую подверженность повреждениям. Однако если вид и толщина фанеры для опалубки подобраны правильно, то конструкция получится не менее устойчивой, чем дощатый каркас.

Виды фанеры

Существует несколько разновидностей фанер для опалубочных конструкций:

Пластиковая «фанера»

Щиты из полимерных материалов обладают следующими плюсами:

  • малым весом;
  • легкостью установки и демонтажа;
  • влагоустойчивостью и устойчивостью к образованию коррозии;
  • прочностью.

Однако, пластиковая фанера обладает очень серьезным недостатком – она абсолютно неустойчива к морозам. Кроме этого такие изделия отличаются высокой стоимостью, поэтому использование таких щитов для частного строительства нецелесообразно.

Читать еще:  Веранда из пеноблоков к деревянному дому

Березовые фанеры ФК

Березовые листы, получаемые путем приклеивания шпона карбамидным клеевым составом, являются самыми доступными и дешевыми материалами. Такие изделия предназначены для одноразового использования, однако, можно увеличить их оборот (оборачиваемость материала для опалубки – это количество заливок бетонного раствора, которые выдерживает фанера) можно, если покрыть щиты индустриальным маслом.

ФК обладает несколькими минусами:

  • Сложно подобрать щиты одинаковой толщины, из-за чего на стыках опалубки могут образоваться рубцы.
  • Низкой влагостойкостью.

Березовые фанеры ФСФ (Свеза)

Березовые листы, изготовленные из лущеного шпона и скрепленные фенолформальдегидным клеевым раствором, отличаются повышенной влагостойкостью. Щиты Свеза можно использовать многократно не только благодаря улучшенным показателям, но и из-за специальной смоляной пропитки, которой покрываются листы.

Свеза бывает двух типов: с гладкой и сетчатой поверхностью. На стыках такие листы не расслаиваются.

Хвойная фанера

Для фундамента своими руками также можно использовать хвойные щиты, которые представляют собой листы сосны или лиственницы, склеенные при помощи фенольных смол. Этот материал относится к ФСФ, так как он обладает такой же высокой влагостойкостью.

Оптимальным материалом для создания каркаса считается ламинированная фанера для опалубки, которую стоит рассмотреть подробнее.

Ламинированная фанера для опалубки

Основа ламинированной фанеры – это щит Свеза, облицованный специальной пленкой, которая отличается устойчивостью как к влаге, так и к щелочной среде. Поверх торцов таких листов наносится акриловая краска.

Благодаря такой обработке оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры составляет:

  • 5 циклов, если используется дешевая фанера китайского производства. Обычно плотность таких формообразующих элементов не превышает 500 кг/м 2 .
  • 20 циклов, если изделия от отечественного производителя. При толщине в 18 мм плотность изделий составляет 700 кг/м 2 .
  • До 100 циклов, если была приобретена дорогостоящая и самая прочная финская фанера.

Если вы планируете сдавать опалубку в аренду, то имеет смысл приобрести финскую ламинированную фанеру, которая быстро окупится и начнет приносить прибыль. Если же вы хотите изготовить каркас для личного использования, то намного выгоднее приобрести изделия китайского производства (фанера размером 2440 х 1220 обойдется порядка 1 800 рублей).

Также опалубка из ламинированной фанеры может быть изготовлена как для горизонтального, так и для вертикального стенового каркаса. Кроме этого, с гладкой поверхности листов достаточно просто удалять остатки цементно-песчаного раствора.

Полезно! Так как деревянный каркас должен будет выдерживать приличный вес бетона, то на опалубку лучше выбирать щиты толщиной 18 или 21 мм.

Выбрав тип каркаса, исходя из того, сколько раз вы будете его демонтировать, остается определиться, как сделать опалубку из фанеры.

Технология изготовления фанерной опалубки

Для самостоятельного создания деревянной формы для заливки бетона выполните следующие шаги:

  1. Подготовьте листы фанеры. Для этого подгоните бруски по длине – с внешней стороны основания они должны быть длиннее на 30 см. Заточите одну сторону брусков, чтобы они хорошо входили в землю. Если нижняя часть основы будет шире, чем верхняя и листы фанеру упрутся в опорную доску, то заострять бруски необязательно. Саму фанеру нарежьте по размерам фундамента.

  1. Расставьте бруски на расстоянии 60-100 см друг от друга. Верхушки брусков должны быть разложены горизонтально. На них необходимо разложить листы фанеры и скрепить их обычными гвоздями или саморезами (шляпки должны оказаться на внутренней стороне).
  2. Установите щиты в грунт параллельно друг другу.
  3. Соедините верхушки деревянных листов хомутами, чтобы щиты фанеры не расходились под давлением раствора.
  4. Укрепите углы конструкции с помощью досок и саморезов.
  5. Чтобы усилить каркас, установите распорки по обе стороны щитов.
  6. Произведите герметизацию опалубки с помощью полиэтилена.

Когда опалубка из фанеры своими руками будет готова, в нее заливается цементно-песчаный раствор. После этого нужно подождать 28 дней, пока бетон застынет и между опалубкой и фундаментом появится небольшая щель.

Чтобы снять опалубку:

  1. Простучите каркас резиновым молотком.
  2. Снимите стяжки.
  3. Удалите хомуты и опоры.
  4. Снимите листы фанеры.

На этом процесс изготовления и демонтажа опалубки завершен.

Ламинированная фанера для опалубки

В этой статье речь пойдет не о достоинствах и недостатках ламинированной фанеры, и о способах ее монтажа в опалубке и приемах, позволяющих сохранить целостность отдельных плит как можно дольше.

Элементы опалубки

Все элементы опалубки состоят из каркаса и обшивки. В качестве каркаса обычно используют сварные металлические конструкции, к которым крепятся листы ламинированной фанеры.

Самый большой по размеру и простой по конструкции элемент опалубки. Зачастую имеет размеры аналогичные размеру листу крупноформатной ламинированной фанеры (например, 3050*1525 мм). Используется для формирования прямых стен и перекрытий.

Имеет большую длины и сравнительно небольшую (300-500 мм с каждый стороны) толщину. Изготавливается примерно так же — сварной металлический каркас и собственно опалубка из ламинированной фанеры. Используется для формирования внутренних углов здания.

Аналог линейного щита, отличающийся от него небольшой шириной. Универсальные щиты используют для формирования колонн с квадратным или прямоугольным сечением.

Телескопическая стойка с держателем

Телескопические стойки с держателями используются для создания опалубки перекрытий. На стойки укладывается балка, на которую, в свою очередь, кладут ламинированную фанеру. В результате образуется плоскость. Там размещают и связывают арматуру, после чего все заливается бетоном.

Уход за ламинированной опалубочной фанерой

Листы ламинированной фанеры в опалубке подвергаются действию бетонного раствора, который содержит воду, твердые абразивные элементы и некоторое количество активных химических соединений. Ламинат фанеры легко может противостоять воздействию раствора, но абразивные элементы бетона (в первую очередь песок) представляют для него опасность. Любая сквозная царапина становится каналом поступления воды глубь листа, что приводит к сравнительно быстрому разрушению входящего в него шпона.

Избежать преждевременного разрушения слоя ламината только одним способом – бережно эксплуатируя и ухаживая за фанерой. Бережная эксплуатация предполагает аккуратный монтаж и демонтаж фанеры, а уход – своевременную очистку и смазку ее поверхностей.

Аккуратный монтаж и демонтаж не требует от строителей ничего, кроме самой банальной трудовой дисциплины. Все просто – фанеру не бросают, а кладут на чистые балки без торчащих гвоздей и других острых элементов. Арматуру на опалубку также кладут и по возможности аккуратно. Демонтаж опалубки перекрытий проводят тоже очень аккуратно.

Очищать ламинированную фанеру для опалубки необходимо после каждого цикла использования. Разумеется, это можно и не делать: компании занимающиеся продажей ламинированной фанеры будут очень рады. Если же вы планируете как можно реже обращаться в такие компании, следите за тем, чтобы поверхность фанерных листов перед транспортировкой либо укладкой на хранение обязательно очищалась от остатков присохшего бетона и других загрязнений.

Смазка опалубочной фанеры гидрофобными составами позволяет повысить водоотталкивающую способность поверхности и снизить трение, которое является причиной преждевременного износа бумагосмоляного слоя. Смазывают предварительно очищенные от остатков старой опалубки листы. Смазочные составы наносят методом намазывания или распыления – в зависимости от их вязкости и товарной формы. Ассортимент смазочных составов сегодня достаточно велик, а потому мы не будет останавливаться на описании каких-либо конкретных марок.

Оборачиваемость ламинированной фанеры для опалубки

Данные по оборачиваемости опалубочной фанеры противоречивы и не всегда заслуживают доверия. Вместе с тем можно с уверенностью говорить, что:

  • есть случаи, когда фанерные листы выдерживали до 100 оборотов;
  • оборачиваемость, равная 50 циклам, считается очень хорошей;
  • российская ламинированная фанера легко держит 20 оборотов;
  • китайская ламинированная фанеры редко сохраняет свои свойства после 5 циклов использования;
  • при небрежной эксплуатации и без должного ухода даже очень хорошая фанера может прийти в полную негодность после 1-2 циклов.

Размеры и характеристики опалубочной фанеры

При строительстве монолитных конструкций используются различные технологии и материалы для оптимизации работ. Один из способов — применение ламинированной фанеры для опалубки. Древесно-плитная продукция с защитным водоотталкивающим покрытием характеризуется стойкостью к агрессивной среде, прочностью и простотой монтажа. Кроме того, ламинация повышает оборачиваемость изделий.

Какая ламинированная фанера лучше для опалубки?

Бытует мнение, что для изготовления древесно-плитного материала с водостойкой пленкой достаточно приклеить плотную бумагу на поверхность фанерного листа. На практике производство фанеры для опалубки в разы сложнее:

  • за основу будущего палубного щита берут листы ФСФ из березы — это водостойкая фанера, слои которой склеены фенолформальдегидными смолами. Вяжущий состав повышает водонепроницаемость и прочность материала на разрыв;
  • защитная пленка (бумага) пропитывается формальдегидной смолой, что повышает стойкость внешней поверхности к агрессивной среде и воде. Торцы обрабатываются водонепроницаемыми акриловыми красками.

К основе пленку приклеивают при высоких температурах с помощью пресса. После высыхания и остывания материал готов к работе.

Разновидности и характеристики ламинированной фанеры для опалубки

В соответствии с ГОСТом есть четыре сорта ФОФ, которые отличаются степенью обработки поверхности и наличием изъянов. Верхний лист шпона в фанере для опалубки покрыт защитной пленкой, поэтому качество листа определяется по внешнему виду ламината:

  1. Первый сорт — не допускается наличие участков без защитной пленки, разрешается нахлест полос ламинированного покрытия.
  2. Второй сорт — разрешается вздутия покрытия и царапины на поверхности, наличие пятен — до 10 % площади полотна.
  3. Третий и четвертый сорт — допускаются все дефекты покрытия, вздутия, царапины и следы ремонта.

Кроме того, ламинированная фанера для опалубки подразделяется на марки в зависимости от обработки сторон. В строительстве используются: F/F — гладкая пленка с двух сторон; F/W — с одной стороны гладкое покрытие, с другой — сетчатое; SP/SP — гладкая ламинация под покраску с двух сторон. Также используются такие вариации покрытий: F/SP — пленка с двух сторон (одна — под окрашивание); F/U — пленка с одной стороны, березовый шпон — с другой.

Ключевые характеристики ламинированной фанеры для опалубки — водостойкость, прочность на растяжение и изгиб, оборачиваемость (многократное использование щитов в монолитном строительстве), размеры, износостойкость.

Недостатки ФОФ — высокая стоимость по сравнению с листами без защитного покрытия.

Размеры опалубочной фанеры

На российском рынке производители предлагают фанеру толщиной 6–35 мм с шагом в 3 мм. В монолитном строительстве чаще применяются листы толщиной 15, 18 и 21 мм, торцы которых обработаны акриловой краской. Использовать плиты до 18 мм нецелесообразно по техническим характеристикам, а свыше 24 мм — на порядок дороже, но они также применяются в зависимости от сложности конструкции.

Рассмотрим популярные виды ламинированной фанеры для опалубки, исходя из размеров листа:

  1. 1 220 х 2 440 мм . Фанера для опалубки этих размеров востребована в строительстве за счет малой стоимости и высокой оборачиваемости листов — до 30 циклов. Изготавливается из ФСФ березы. Площадь листа — 2,9768 м², поглощение влаги — до 14 %, плотность — 640–700 кг/м².
  2. 1 250 х 2 500 мм . Один лист этой ламинированной фанеры для опалубки перекрывает площадь в 3,125 м². Остальные характеристики идентичны предыдущим.
  3. 1 500 х 3 000 мм . Размеры этой ламинированной опалубочной фанеры покрывают площадь 4,5 м². Материал подходит для строительства несущих конструкций высотой выше 3 метров, а также для изготовления ленточных фундаментов.

На что обращать внимание при выборе ламинированной фанеры для опалубки? Первое — состояние поверхности. Для монолитного строительства подходят все сорта материала. Второе — размеры и толщина, характеристики. Третье — древесина, которая используется в фанере для опалубки. Оптимально использовать листы из березового шпона.

Читать еще:  Устройство вентиляции септика

От чего зависит оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры

Оборачиваемость фанеры ламинированной для опалубки – параметр, отображающий количество рабочих циклов, в ходе которых применялся строительный материал. «Гроссмейстерским» показателем считается 100 бетонировок, но на практике достигнуть его удается очень редко. Даже самые прочные и качественные листы могут быстро выйти из строя, если строители игнорируют элементарные требования эксплуатации.

Преимущества ламинированной фанеры

Ламинированная фанера отечественного производства – это листы ФСФ, поверхность которых покрыта бумагосмоляной пленкой. В продаже есть также изделия ФБС, обладающие повышенной прочностью, но они стоят намного дороже, поэтому применяются редко. Для опалубки обычно используют фанеру толщиной от 18 мм и размерами от 1,22х2,44 м. Более мелкие элементы непрактичны при бетонировке крупных объектов. Слишком массивные изделия тоже не очень популярны ввиду дороговизны.

Помимо относительно высокой оборачиваемости инвентарной опалубки, ламинированная фанера имеет следующие преимущества:

  • обеспечивается гладкая бетонная поверхность;
  • уменьшается общий вес конструкции;
  • требуется меньше подпорок;
  • изношенные листы можно задействовать для решения других задач.

Оборачиваемость

Теоретически ламинированная фанера может использоваться вечно, так как древесина полностью защищена прочной пленкой. Проблема в том, что рано или поздно на ее поверхности образуются разрывы, через которые внутрь попадает влага и частицы раствора. Как только это случается, материал быстро приходит в негодность. Согласно таблицам ГОСТ, оборачиваемость деревянной опалубки, собранной из фанеры первого класса, должна быть не меньше 30 циклов. В принципе, такая норма соответствует действительности.

Качественные ламинированные изделия ФСФ способны выполнять свои функции на протяжении 30-50 заливок или даже дольше. Это считается очень хорошим показателем. Неплохо, если материал выдержит два десятка бетонировок. Часто упоминаемая в рекламных объявлениях «сотня» достижима, если используется фанера ФБС. Учитывая высокую стоимость этой продукции и то, что уязвимость от небрежности монтажников здесь ничуть не ниже, чем в остальных случаях, большинство строителей считают такую инвестицию нецелесообразной.

Устанавливаемые на оборачиваемость опалубки нормы подразумевают применение российских товаров. На отечественном рынке широко представлена и фанера китайского происхождения. Как правило, стоит она намного дешевле, что отображается на качестве. Максимум, на который можно рассчитывать, составляет 20 циклов. Такой показатель является редкой удачей, обычно китайские листы приходят в негодность уже после пяти бетонировок.

Оборачиваемость опалубки из ламинированной фанеры напрямую зависит от условий эксплуатации. Если лист используется при возведении стен, он прослужит значительно дольше, чем при заливке горизонтальных перекрытий. Дело в том, что нагрузка бетона здесь существенно ниже. При прочих равных условиях, более долговечным окажется материал, за которым должным образом ухаживают.

Правила ухода

Владельцу опалубочной фанеры следует придерживаться всего нескольких простых правил:

  • контролировать процесс монтажа/демонтажа;
  • аккуратно чистить поверхности после каждой бетонировки;
  • смазывать листы специальными техническими составами.

Оборачиваемость опалубки в сметах не будет иметь никакого значения, если материал со всего размаху швыряют на землю и «подгоняют» с помощью кувалды. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы бережно класть листы, предварительно удостоверившись в отсутствии посторонних предметов, и аккуратно собирать/разбирать конструкцию. На практике с этим часто возникают проблемы, особенно если за процесс отвечают посторонние монтажники. Помочь здесь может только тщательный контроль.

Если вы хотите, чтобы оборачиваемость опалубки перекрытий достигла показателя, гарантированного производителем, листы нужно чистить после каждой бетонировки. Во-первых, это способствует сохранению целостности ламинированного покрытия. Во-вторых, только в этом случае материал обеспечит нужное качество поверхности объекта. Никогда не забывайте о том, что фанера – это лишь средство для выполнения главной задачи.

Чтобы бетонное покрытие получилось максимально гладким, используйте техническую смазку. Она повысит водоотталкивающие свойства материала и снизит трение, а с ним и нагрузку на ламинат. В зависимости от химической формы, состав намазывают или распыляют. При выборе типа смазки лучше проконсультироваться со специалистами. Если вас интересует качественная инвентарная опалубка дока по доступным ценам в Москве, вы можете приобрести ее в нашей компании. При надлежащей эксплуатации оснастка прослужит вам десятки рабочих циклов.

Фанера для опалубки

Фанера — один из самых удобных материалов для устройства опалубки. Она компактна, легка, надёжна и удобна при сборке, а ее относительно невысокая стоимость позволяет строителю существенно сэкономить. Полученная в результате бетонная поверхность остается ровной и гладкой. Однако далеко не все виды данного материала подходят для устройства опалубки. Какими свойствами должна обладать опалубочная фанера?

Эксперты выделяют несколько признаков качественного материала:

  • 1. Прочность. Фанере для опалубки предстоит выдерживать немалые нагрузки, поэтому она должна быть плотной, монолитной и устойчивой к деформации.
  • 2. Водостойкость. Типичный пример влагостойкого материала — ламинированная фанера. Благодаря специальному водоупорному слою, она дополнительно защищена от проникновения влаги и разбухания.
  • 3. Устойчивость к механическим повреждениям и воздействию химических веществ.
  • 4. Высокий показатель оборачиваемости опалубочной фанеры (то есть большое количество циклов применения фанерного листа).
  • 5. Простота в эксплуатации. Опалубочная фанера должна легко транспортироваться на объект и быстро устанавливаться без трудоемкой подгонки.

Если вы приняли решение использовать в своем проекте этот удобный, легкий и прочный материал, необходимо ответственно подойти к его выбору.

Как выбрать опалубочную фанеру

Ассортимент бетонных смесей сегодня очень широк, как и ассортимент сортов фанеры. Как не растеряться среди этого многообразия? Нужно исходить из типа бетона, который будет использован для опалубки. Так, большой процент содержания щелочи в бетонной смеси способен со временем деформировать фанеру (в том случае если у нее нет специального защитного слоя). Стоит принимать во внимание особенности основных видов фанеры и их сочетаемость с современными бетонными смесями:

1. Фанера березовая марки ФК (проклеенная карбомидной смолой). На сегодняшний день это самый недорогой из распространенных сортов фанеры. Его минус — невысокая водостойкость. Кроме того, этот материал может затруднить устройство опалубки из-за небольшой площади листов. Березовая фанера ФК оптимально подходит для тех случаев, когда особых требований к бетонной поверхности не выдвигается. Среди строителей эта опалубочная фанера считается разовым материалом, бюджетным вариантом.

2. Фанера березовая марки ФСФ. Хотя оборачиваемость этого материала также небольшая, все же показатели его водостойкости куда лучше, чем в случае с березовой фанерой ФК. Оборачиваемость фанеры данной марки, улучшается, её для устройства опалубки можно использовать более одного раза. Что же до небольшой оборачиваемости такой фанеры, этот показатель можно увеличить, покрыв листы специальным индустриальным маслом.

3. Хвойная фанера для опалубки. Материалом для изготовления этого сорта служат лиственница, сосна и ель, проклеенные фенольной смолой. Благодаря присутствию этих смол, данная фанера не пропускает воду. Хвойная опалубочная фанера имеет сравнительно невысокую оборачиваемость: ее листы используются до 5 раз. Увеличить этот показатель можно, применив специальные индустриальные масла.

4. Ламинированная фанера. Этот сорт фанеры создан специально для устройства опалубки. Он отлично адаптируется к внешней среде и стойко выдерживает химические нагрузки от воздействия бетона. Еще один плюс данного материала — его высокая износостойкость. Ламинированная фанера для опалубки стабильно сохраняет свою форму, не подвергаясь деформациям. Как правило, основой этого материала служит березовая фанера марки ФСФ. Чтобы сделать фанеру ламинированной, ее тщательно обрабатывают: облицовывают пленкой или пластиком в горячем прессе, а по краям наносят укрепляющее акриловое покрытие. Результат — прочный, стойкий к влаге и химическим веществам материал с увеличенной оборачиваемостью (вплоть до 200 циклов применения).

Именно ламинированная фанера сегодня чаще всего применяется в странах Европы. Оценила этот качественный и неприхотливый материал и Россия. Уже доказано, что ламинированная фанера для опалубки сокращает сроки строительства, поскольку применение этого материала сведено к нескольким элементарным шагам. В результате получается прочная, нечувствительная к внешним повреждениям опалубка, которая не деформируется благодаря монолитности клееных элементов. Ламинированная опалубочная фанера — это надежный и, что немаловажно, недорогой материал для современного строительства.

Приобретая выбранный сорт фанеры для опалубки, обязательно поинтересуйтесь следующими деталями:

  • Какая древесина использована для производства?
  • Сколько слоев содержит стандартный лист опалубочной фанеры?
  • Какова плотность пленки, использованной для облицовки?
  • Каков показатель оборачиваемости фанеры для опалубки?
  • Могут ли листы фанеры иметь разную толщину и какова эта разница?

На каком бы сорте фанеры для опалубки вы ни остановили свой выбор, продавца выбирайте по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь». Обращаться стоит только к проверенным профессионалам, давно присутствующим на российском рынке и завоевавшим хорошую репутацию.

Почему оборачиваемость фанеры помогает экономить

С таким понятием как оборачиваемость фанеры очень часто сталкиваются строители, производя опалубочные работы. Оборачиваемость фанеры для опалубки перекрытий — это более точное раскрытие сути понятия. Что же это такое? Давайте попытаемся разобраться вместе с этим понятием.

Метод монолитно-каркасного строительства в наше время невозможно себе представить без заливки опалубки. Опалубка – это специальная форма, система для заливки бетона из монтажных стоек, балок, металлической арматуры, крепежных элементов и щитов, в качестве которых лучше всего использовать ламинированную фанеру.Технический процесс выглядит следующим образом: форма заливается бетоном и остается в собранном виде до полного его затвердения. Затем форма разбирается, а ламинированная фанера, которая лежала в ее основе тщательно очищается и может быть использована снова, на другом участке. Процесс многократного использования фанеры ламинированной, то есть количество циклов эксплуатации — использования фанеры ламинированной, при которых фанера способна сохранять свои свойства, без значительных изменений ее формы и параметров зависит, прежде всего, от древесины, из которой сделана фанера и является, по сути, оборачиваемостью фанеры. Нас, в данном случае, интересует оборачиваемость фанеры при бетонировании. Так, известно, что фанера ламинированная из древесины ольхи, тополя, сосны по сравнению с фанерой из берёзы намного меньше раз может быть использована для опалубочных работ. Таким образом, получается, что оборачиваемость фанеры для опалубки ниже, если фанера изготовлена из ольхи, тополя, сосны и высокая, если фанера изготовлена из древесины берёзы. Высокая оборачиваемость берёзовой фанеры ламинированной, помогает экономить средства и время, что является очень важным параметром при подготовке сметы строительных работ.

Берёзовая фанера ламинированная имеет максимальные прочностные характеристики:

  • Повышенная влагостойкость
  • Прочность и износостойкость
  • Твердость поверхности
  • Устойчивость к перепадам температуры: от -40 до +50 °С, благодаря которым такая фанера не деформируется, не размокает, выдерживает многократное использование в опалубочных работах;
  • Устойчивость относительно химикатов;
  • Нетоксичность

Вот и получается, что благодаря своим свойствам берёзовая ламинированная фанера имеет самую высокую оборачиваемость. Важно отметить, что истираемость ламинированной берёзовой фанеры по Табер-тесту составляет до 350 оборотов. А это достаточно высокий показатель, который, также, помогает увеличить количество раз использования фанеры. Как правило, производители не называют цифру количества раз использования такого строительного материала, как ламинированная фанера и будет являться заблуждением утверждение, что у всех эта цифра может быть одинаковой. Не все одинаково придерживаются условий эксплуатации, хранения и транспортирования фанеры ламинированной, поэтому, эта цифра, воприори, не может являться одинаковой для всех. Косвенным показателем правильного придерживания норм транспортирования, эксплуатации и хранения и будет большое количество раз оборачиваемости ламинированной фанеры.

Читать еще:  Устройство для завинчивания винтовых свай

А вот самую низкую оборачиваемость имеет древесина. На долговечность опалубки, также, влияют покрытия конструкции, которые ограничивают взаимодействие между бетоном и материалом опалубки. К таким покрытиям относится защитная фенольная пленка, которой покрыта ламинированная фанера и которая ограничивает взаимодействие между бетоном и ламинированной фанерой, а также смазка для опалубки, которая снижает адгезию или сцепление бетона с поверхностью ламинированной фанеры.

К сожалению, от плохого качества установки опалубочной системы, от ошибок в процессе сборки формы для заливки бетона, от некачественного прокраса торцов ламинированной фанеры после подрезки, от некачественной очистки фанеры от остатков бетона, от плохих условий хранения самой фанеры перед использованием, также снижается срок службы берёзовой ламинированной фанеры и, естественно, ее оборачиваемость.

К факторам, которые снижают оборачиваемость фанеры ламинированной, относятся, также: влажность воздуха, среднесуточная температура, ландшафтные особенности. Очень важно не допускать механических повреждений поверхности, которые и приводят, собственно говоря, к сокращению сроков эксплуатации, а если такие и имели место, то стараться тщательно обрабатывать торцы или иные отрезки фанеры, где был нарушен целостный слой фенольной пленки.

Производитель берёзовой ламинированной фанеры ФСФ группа компаний «СВЕЗА» в рекомендациях по эксплуатации фанеры дословно указывает следующее:

«11.1 Фанера березовая ламинированная предназначена для многократного использования. Соблюдение правил по применению и хранению фанеры позволит увеличить срок ее службы.

11.2 Транспортировка ламинированной фанеры должна осуществляться в закрытом грузовике с защитой, от неблагоприятных погодных условий. При транспортировке необходимо избегать сильного увлажнения во избежание разбухания по краям, покоробленности листов, сильного вдавливания упаковочных ремней или иной потери качества.

11.3 Допускается незначительное отклонение по толщине фанеры под воздействием влажного воздуха во время транспортировки по краю на расстоянии до 50 мм от кромки.

11.4 Необходимо обеспечивать надлежащее хранение фанерных плит, предназначенных для транспортных средств: хранить в закрытых помещениях, защищающих фанеру от атмосферных осадков.

11.5 Распиловку фанеры на детали необходимо производить с использованием ленточных или дисковых пил. Чтобы получить чистый срез, распиловка должна выполняться правильно. Сначала распиловка производится поперек направления волокон лицевой стороны, затем вдоль. Этот способ позволяет избежать расщепления углов и снизить размеры и количество сколов на пласти. При распиловке круглой пилой рекомендуются высокая скорость и низкий коэффициент подачи. Для предотвращения поглощения фанерой влаги в случае осуществления ее распила торцы фанеры в обязательном порядке обрабатываются специальными видами водоэмульсионной краски на основе акрилата.

11.6 Все производимые при монтажных работах отверстия для исключения попадания влаги в фанеру должны заполняться водоэмульсионной краской на основе акрилата. При сверлении отверстия с ровными краями получают, если сверло достаточно острое и оснащено передним резаком. Сверление следует начинать с лицевой стороны. Расщеплений на оборотной стороне плиты можно избежать, если использовать, подкладочный лист. При использовании гвоздей во избежание расщепления слоев фанеры подходят гвозди с резьбой или специальные шурупы. Подходящим считается расстояние от края листа до гвоздя 12 – 15 мм.

11.7 По окончании работ поверхность фанеры должна очищаться от остатков бетонной смеси.

11.8 При продолжительном применении фанеры в качестве опалубки, в листах фанеры значительно повышается содержание влаги, что снижает ее прочностные показатели. В этой связи является необходимым проведение сушки фанеры. Во избежание внешних деформаций просушивание материала осуществляется естественным путем».

Конечно, некий покупатель, который приобрел 1 лист фанеры и будет неким образом использовать ее на строительстве своего дачного домика, не прокрашивать торцы и отверстия после раскроя или сверления, некачественно очищать фанеру после заливки бетона, неправильно хранить, в результате чего его фанера придет в негодность. Но ему и не нужно чтобы фанера служила вечно, так как он уже построил свой дачный домик, поэтому он и не сможет сделать выводы относительно оборачиваемости фанеры. Если тщательно придерживаться всех рекомендаций, можно значительно увеличить срок эксплуатации берёзовой ламинированной фанеры, и, следовательно, ее оборачиваемость, что поможет экономить на расходах во время строительных работ.

Почему лучшая фанера для опалубки должна быть ламинированной и влагостойкой?

С целью быстрой и точной заливки фундамента своими руками применяется опалубка для заливки бетона из фанеры. Ее устройство позволяет выдержать множество эксплуатационных циклов, в зависимости от типа материала, не теряет форму под давлением бетона и не расслаивается.

Основными требованиями к фанерному листу являются высокие показатели механической прочности на изгиб для обустройства перекрытий, влагостойкость и износостойкость. В зависимости от толщины листа область его применения охватывает все виды строительства: от заливки фундамента до обустройства перекрытий и колонн.

Преимущества фанеры по сравнению с доской

По сравнению с дощатой конструкцией строительная фанера для опалубки имеют следующие преимущества:

  • не теряют форму даже под давлением бетонной смеси;
  • при монтировании дополнительных подпорок через каждый 60-100 см целостная конструкция не деформируется;
  • дает ровную поверхность без стыков и рубцов, которая не требует дополнительного выравнивания;
  • подается многократному применению, возможна аренда б/у материала, что экономит средства на установке последующих опалубок;
  • уменьшает трудозатраты, так как не нужно изготавливать щиты, как в случае с дощатой опалубкой;
  • после однократного применения фанерные листы можно реализовать, как б/у материал, использовать для заливки чернового пола или перекрытий;
  • возможно применение в обшивке стен, благодаря звукоизоляционным свойствам;
  • дает возможность сделать фанерную опалубку своими руками.

Бетон характеризуется щелочной средой. Более того, он может содержать в своей структуре пластификаторы, которые призваны регулировать химические процессы в нем, поэтому материал, работающий с ним должен быть не только влагостойким, но и химически устойчивым.

Устройство дощатой конструкции по определению не имеет таких свойств, и наоборот, фанерный лист путем специальной обработки был подогнан под особенности работы с бетоном для изготовления оснований дома и перекрытий своими руками.

Виды фанеры

Различают такие виды фанеры для устройства опалубки своими руками:

  1. Березовая фанера ФК.
  2. Березовая фанера ФСФ или Свеза.
  3. Хвойный лист.
  4. Ламинированная фанера.

Стеновая опалубка из ламинированной фанеры

Березовый лист ФК из всех известных является самым дешевым вариантом. Он подходит для однократного применения. Увеличить количество его возможного использования можно, покрыв материал индустриальным маслом.

Если подобрать фанерную опалубку ФК с разными показателями толщины, это может спровоцировать проблемы и рубцы на стыках. Характеризуется недостаточной водостойкостью.

Свеза – водостойкая фанера, пригодная для многократного применения, поэтому возможна ее аренда. Производится Свеза из качественного материала, покрытого специальным материалом, а именно бумагой со смоляной пропиткой, которая путем специфической обработки приобретает свойства защитной пленки.

К потребителю Свеза поступает с гладкой или сетчатой поверхностью. От расслаивания на стыках ее защищает покрытие водно-дисперсионной акриловой краской.

Изготовление хвойной фанеры на опалубку включает склеивание фенольными смолами листов из сосны или лиственницы. Относится к марке материала ФСФ и отличается повышенной влагостойкостью. Чтобы сделать опалубку из хвойного листа для фундамента, перекрытий или стен обычно применяют материал толщиной 18 мм или 21 мм.

Ламинированная фанера создана для опалубочных работ. За основу ламинированной доски производители берут лист Свеза, облицовывают его устойчивыми к влажной и щелочной среде пленками и наносят поверх его торцов акриловую краску.

Такое устройство ламинированной опалубки увеличивает кратность ее применения до 200 раз, поэтому возможна ее аренда. По месту происхождения фанера 18 мм с ламинированной основой бывает:

Фанерная опалубка для ленточного фундамента

  • Свеза финская (самая прочная и дорогая из всех типов, выдерживает максимум циклов для заливки фундамента, финская опалубка самая влагостойкая);
  • китайская (самая слабая из-за недостаточной плотности – всего 500 кг/м 2 , производится из бамбука, сосны и т.д.);
  • отечественная ламинированная фанера под опалубку 18 мм (отвечает усредненным показателям плотности – 700 кг/м 2 , как и финская опалубка характеризуется прочностью и влагостойкостью).

Оборачиваемость и смазка опалубки

Оборачиваемость – это показатель, который указывает на количество циклов использования фанерного листа, то есть его практичность, благодаря которой становится возможна аренда.

Он зависит не только от производителя и плотности листа, но и условий эксплуатации. Например, если использовать материал для установки перекрытий, то оборачиваемость существенно уменьшается.

Повысить количество применения фанерного листа можно при помощи смазки. Она также применяется для повышения качества обрабатываемой поверхности. Она позволяет сделать гладкую поверхность бетонного фундамента, так как фанера легко отстает от нее, не ломаясь, поэтому возможна аренда использованных листов.

Смазка является продуктом нефтеперерабатывающей промышленности и бывает двух типов: барьерная и химически активная. Первая направлена на создание физической прослойки между ламинированной конструкцией опалубки и бетонной смесью. Химическая смесь содержит жирные кислоты. Она не растворяется в воде и повышает устойчивость материала к влаге.

Повысить оборачиваемость фанеры на опалубку уже на этапе строительства после ее покупки можно при помощи защитной краски для древесины. В качестве смазки можно использовать отработанное моторное масло, дизельное топливо и смазочное масло.

Чтобы продлить оборачиваемость, также стоит следить за температурным режимом ее применения. Чем выше температура, тем пагубней ее воздействие.

Технология установки опалубки

Устройство опалубки фанеры своими руками происходит на подготовленную поверхность. Для этого строительный объект очищается от кустарников и мусора. Снимается слой грунта, чтобы выровнять поверхность массива до горизонтального уровня.

Также необходимо сделать разметку фундамента. Размеры котлована должны быть немного больше, чем предполагаемый фундамент, чтобы осталось место для фанеры 18 мм. Затем необходимо вырыть траншею. Изготовление опалубки своими руками происходит так:

  1. Расположить листы фанеры по обе стороны траншеи по периметру фундамента и в местах прохождения несущих стен.
  2. Закрепить их при помощи перемычек и распорок.
  3. Соединить листы шпильками, проделав в них отверстия по 10 мм. Использовать олифу для их покрытия, чтобы защитить оголенный материал от влаги.
  4. Вставить пластиковую гофрированную трубу по ширине фундамента и деревянные бруски, чтобы фанера для опалубки сохранила нужное расстояние между стенками.
  5. Установить рейки в 2-3 ряда снизу и сверху листов для укрепления конструкции.
  6. Надеть хомуты, чтобы защитить опалубку от распирания бетоном.

Выбор фанеры для опалубки (видео)

Как выбрать толщину фанеры?

Толщина и размеры материала выбираются в зависимости от того, какую цель преследует застройщик. Финская используется фанера или отечественная, необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • 3 – 8 мм – применяется для стен, потолка, если надо добиться сильной деформации листа;
  • 9 – 10 мм – применяется для стен, чернового пола;
  • 12 мм – применяется для выравнивания стен, пола, монтажа перегородок;
  • 15 мм – применяется для обустройства наружных стен, иногда для монтажа опалубки для фундамента;
  • 18 мм – используется для обустройства наружных стен, перекрытий; чтобы сделать опалубку в частном и промышленном строительстве;
  • 21 мм – используется для широко поля задач: от монтирования опалубки фанеры до обустройства наружных конструкций;
  • 24-40 мм – используется при необходимости в максимально прочных конструкциях: бордюрах и т.д.

Материал толщиной 18 и 21 мм – это самая распространенная ширина для частных строительных задач. Лист толщиной в 18 мм способен выдержать давление бетонного раствора, и при этом — весит не слишком много (что упрощает и работу, и транспортировку).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector