Adv-fabrika.ru

Ремонт и Дизайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство деревянных тротуаров

Деревянные дорожки: недорого и практично

Сухие, чистые, прочные и красивые садовые дорожки — необходимость для загородного участка, особенно в сыром и холодном климате. Для их создания вовсе не обязательно тратить много сил и средств, выкладывая покрытие из камня или бетона. Ведь намного проще использовать обычную древесину.


Деревянный настил — прекрасная альтернатива камню или бетону

Деревянные дорожки будут уместны на склонах, во влажных местах, на сжимаемых торфяных грунтах. Такое покрытие обойдётся недорого, а его устройство не превратит участок на долгое время в стройплощадку.

Но самое главное, тёплое и красивое дерево будет радовать вас и ваших близких во время прогулок по таким дорожкам босиком. В дождь на них не будет луж, из-за высокого расположения над уровнем земли на них не попадёт грязь, а зимой они не утонут в сугробах.


Фото 1. Дорожка из деревянных торцов. Фото 2. Мостовая из шестигранных деревянных шашек. Фото 3. Деревянная дорожка-тротуар. Фото 4. Деревенские деревянные дорожки

Какие они бывают

Многие столетия дерево применялось для улучшения качества дорожного полотна (фото 1-4). По болотам и топким местам прокладывали гати из связанного кругляка, в городах мостовые устраивали из круглых или многогранных деревянных шашек, которые предварительно морили, выдерживая в воде (фото 5).

В деревнях дороги и тротуары традиционно делали из дощатых настилов. В наше время дерево широко используется для ландшафтного дизайна: садовые дорожки выполняют из вкопанных в землю антисептированных шпал, лежащих на дренажных подушках из гравия. Срок службы подобной конструкции при правильной обработке дерева может быть не таким уж и маленьким — 20–25 лет, а в южных регионах и того больше.


Фото 5. Морение торцов для деревянных дорожек

Но во влажном и холодном климате оптимальной конструкцией является деревянная дорожка, приподнятая над землёй на фундаменте и лагах. Это позволит ей оставаться сухой и чистой даже в самых плохих погодных условиях.

Что нужно для укладки?

Пригодятся следующие инструменты: лопата, трамбовка или виброплощадка, электрорубанок, циркулярная пила, дрель-перфоратор, шуруповёрт. Также понадобятся уровень, молоток, кувалда, нож, кисточки и защитные очки.

Кроме того, лучше заранее запастись такими материалами, как песок, щебень и цемент. Для разметки надо будет использовать бечёвку и колышки, а в качестве крепежных элементов — саморезы, гвозди и стальные уголки. Для защиты от внешних воздействий надо приобрести полимерно-битумную гидроизоляцию и геотекстиль.

Для формирования основания понадобятся железобетонные балки, винтовые сваи или шпалы. Не помешают и доски: для настила, и для лаг. Не обойтись и без антисептика.

Основание для дорожки

Выбор типа фундамента для покрытия зависит от типа грунта (фото 6-9). На песчаных и каменистых грунтах достаточно утрамбовать основание, выполнить небольшую насыпь, уплотнить ее, уложить обработанные невымываемым антисептиком шпалы с шагом 1,5 м и на них установить лаги (фото 8). При устройстве деревянных дорожек поверх старых асфальтовых или бетонных лаги можно укладывать прямо на слой гидроизоляции по твёрдому основанию.

На сжимаемых и высокопучинистых грунтах, на склонах и подтопляемых территориях в качестве фундамента лучше использовать винтовые сваи — это позволит стабилизировать положение поверхности полотна вне зависимости от движения грунтов по вертикали.


Фото 6. Дорожки из вкопанных шпал. Фото 7. Декоративная дорожка из шпал. Фото 8. Упрощённый вариант опоры для дорожки без фундамента. Фото 9. Стандартные железобетонные надпроёмные перемычки – отличный вариант для деревянной дорожки

На стабильных грунтах в большинстве случаев фундамент можно выполнить из железобетонных балок. Для таких целей отлично подойдут, например, стандартные надпроёмные перемычки (фото 9).

Процесс строительства

Трассу будущей дорожки размечают с помощью шпагата и колышков. С грунта снимают верхний плодородный слой и отрывают траншею либо под всей дорожкой, либо только под фундаментными балками. Основание трамбуют, а удалённый грунт заменяют крупным песком или щебнем, который также утрамбовывают. Поверх расстилают геотекстиль, предотвращающий рост сорняков (фото 10).


Фото 10. Геотекстиль предотвратит рост сорняков сквозь дорожку и укрепит основание от размывания осадками. Фото 11. Установка и гидроизоляция лаг для дорожки. Фото 12. Сращивание лаг деревянными накладками. Фото 13. Нашивка досок на лаги

По уровню устанавливаются фундаментные балки. Их положение можно зафиксировать, пробив грунт арматурой, либо закрепить, залив бетоном. Лаги устанавливают поверх слоя гидроизоляции.
Их сращивают по длине с помощью деревянных накладок (фото 11,12). Для предупреждения опрокидывания лаг их либо крепят к балкам фундамента стальными уголками, либо фиксируют поперечными деревянными проставками враспор, после чего нашивают поперечные доски (фото 13.).

Последние предварительно замачивают в невымываемом антисептике типа ХМ 11. Края пиломатериалов лучше делать со скосом — для более интенсивного отвода влаги. Также можно использовать импрегнированные, термообработанные, предварительно расщеплённые или композитные доски. Они нашиваются с шагом 5–10 мм, чтобы обеспечить отвод осадков, песка и мелких камешков.


Фото 14. Выносы под установку светильников. Фото 15. Готовая деревянная дорожка

Для крепления используют оцинкованные или нержавеющие саморезы либо гвозди.
Доски обрезают в размер сразу или делают это по месту, особенно при устройстве криволинейных дорожек. Также можно заранее предусмотреть выносы под светильники (фото 14, 15).

Садовые дорожки из дерева – как сделать практичное и декоративное украшение для сада своими руками

Стремление к красоте присуще человеку от природы. Поэтому, оформляя ландшафтный дизайн и обустраивая приусадебный или дачный участок, мы стараемся создавать вещи не только практичными, но и красивыми.

Садовые дорожки из дерева своими руками

Возьмем, к примеру, садовую дорожку. Ее назначение сугубо утилитарное – обеспечивать проход – к дому, беседке, террасе, веранде, бассейну, приусадебным постройкам или между грядками на огороде. Однако, даже в этом случае, применив фантазию можно получить нечто совершенно уникальное.

Садовые дорожки на даче или приусадебном участке могут быть выполнены из различных материалов: из гравия, песчаника, камня, бетона, кирпича, тротуарной плитки, брусчатки и даже из пробок от пластиковых бутылок. Но, что может быть более естественно, чем применить для устройства дорожки в саду натуральное дерево. Причем во всем своём многообразии.

Деревянные дорожки возле дома могут быть реализованы в самых разных формах и видах. Главное, что дорожки или тропинки из дерева можно изготовить своими руками, не затрачивая больших средств.

Виды и типы дорожек из дерева

Разные варианты в зависимости от применяемой древесины.

Дорожки из спила дерева

Спил, срез, плашки, чурбан, пенек или полено – это разные названия одного и того же исходного материала (торцы бревен). Особенностью дорожек из срезов дерева является то, что они всегда частично вкопаны в землю.

Подробная инструкция по самостоятельному изготовлению дорожки из деревянных спилов вынесена в отдельную статью.

Деревянные дорожки из спилов дерева

Дорожки из деревянных досок

Как понятно из названия, такие тропинки делаются из досок, которые можно заказать или использовать имеющиеся отходы после строительства. Для придания нужной формы пиломатериалу, его обрабатывают со всех сторон на станке или вручную с помощью электрорубанка.

Дорожки из деревянных досок

Доски или брус могут располагаться в земле, лежать на ее поверхности или представлять собой что-то вроде кладки. Последняя, часто используется там, где прослеживается высокое залегание грунтовых вод. В любом случае, обработка досок олифой, или обмазочной гидроизоляцией, а также устройство слоя гидроизоляции (из пленки, геоткани) под дорожкой значительно продлит срок ее службы.

Пенотекс позволит придать древесине нужный оттенок.

Схема устройства деревянных дорожек из досок

Дорожки из деревянного бруса

Принцип схож со строительством дощатой дорожки, отличие в пиломатериале. Брус более дорогой, но более устойчив, надежен и долговечен. Возможна как сплошная укладка, так и промежуточная, когда между брусом засыпается песок, гравий, галька или гранитный отсев.

Дорожки из деревянного бруса

Дорожки из деревянных щитов (садового паркета)

В качестве материала используются щиты, изготовленные из досок или композитного материала. Наиболее популярный вариант — садовый паркет декинг (садовое покрытие, плитка), который может быть из лиственницы, сосны, термоберезы, ДПК.

Дорожки из садового паркета, деревянных щитов Устройство и укладка садового паркета

Фигурные деревянные дорожки

Деревянным заготовкам придается определенная форма. Но этот процесс достаточно трудоемкий, поэтому наименее распространен. Сложность зависит от выбранной формы, например, геометрические фигуры (ромб, круг, квадрат и прочие) можно сделать без спец оборудования, а вот что-то более изысканное (клиновый лист, абстрактные многоугольные фигуры) потребуют мастерства в столярных и плотницких работах и наличие элетролобзика. Принцип выкладывания такой дорожки схож с предыдущими.

Фигурные (резные) элементы для мощения деревянных дорожек Креативные фигурные деревянные дорожки — дубовый, кленовый лист, лапы

Дорожки из коры деревьев (мульчи)

Такие дорожки относятся к временным дорожкам, поскольку мульча или кедровая скорлупа быстро приходит в негодность (слеживается) и ее потребуется периодически подсыпать. Кроме того, использование мульчи всегда требует применения бордюрных материалов, которые будут препятствовать ее рассыпанию.

Дорожки из коры деревьев (из мульчи)

Еще одним минусом можно назвать то, что мульча тянется за ногами жителей дома и их домашних питомцев и разносится по всей территории участка.

Засыпка мульчи — как сделать дорожку из коры дерева

Дорожки из скорлупы орехов (декоративные садовые дорожки)

Используется скорлупа кедрового ореха. Такие условно деревянные дорожки в саду выполняют скорее декоративную функцию, т.к. скорлупа быстро ломается под весом человека. Но зато, такое оформление позволяет красиво отделить клумбы и отдельные зоны ландшафтной композиции.

Скорлупа кедрового ореха и вид дорожки из кедровой скорлупы

Дорожки из веток, стволов не крупных деревьев или бамбуковых стеблей

Еще один из видов декоративной дорожки с использованием древесины. Создаются в большей мере как эстетический элемент в саду, так как менее практичны по сравнению с дощатыми или бревенчатыми тропинками.

Как видно из фото, даже простая деревянная садовая дорожка имеет столько разновидностей, что глаза разбегаются.

Дорожки из веток и некрупных стволов деревьев

Кроме того, помимо одноуровневых садовых дорожек из дерева (расположенных в одной плоскости) возможно устройство многоуровневых (многоярусных) в виде ступенек.

Осветить подробно все направления в рамках одной статьи сложно. Тем не менее, все они имеют общие принципы строительства, поэтому рассмотрим их.

Как сделать деревянную садовую дорожку своими руками

Ниже приведем инструкцию по строительству дорожки из дерева (из досок, бруса, панелей и спилов). Все эти разновидности тропинок имеют общий принцип устройства с незначительными отличиями.

Материал
  • Доска обрезная, брус, садовый паркет, спилы (порода древесины выбирается произвольно, например, сосна, дуб, лиственница, тополь)
  • Материл для бордюр, бортиков (деревянный, бетонный, металлический)
  • Песок, гравий, галька (для засыпки подушки и заполнения промежутков)
  • Обмазочная и рулонная гидроизоляция, для придания цвета – пинотекс желаемого оттенка
Инструмент
  • Бензопила
  • Электрорубанок
  • Ножовка
  • Рулетка
  • Лопата
  • Молоток, киянка

Технология устройства дорожек и площадок из дерева

  1. Разметка дорожки (с помощью рулетки и веревки с колышками размечаем нужную траекторию будущей тропы. Ширина дорожки выставляется произвольно, оптимально 0,5-1 метр)
  2. Подготовка основания (на размеченной полосе нужно снять верхний слой дерна. Глубина углубления зависит от выбранного материала для дорожки. Достаточно 20-40 см)
  3. Устройство гравийно-песчаной подушки (дно выкопанной канавы застилается слоем рулонной гидроизоляции или просто пленкой. Это исключит проникновение сырости и нежелательный рост сорняков и травы. Поверх гидроизоляции засыпается слой песка или гравия, которые послужат основой для укладки и будут выполнять роль дренажной системы)
  4. Установка бордюра (если предусмотрены бортики, то они устанавливаются по краю траншеи)
  5. Укладка дорожного материала (доски, брус, щиты, срезы дерева) Предварительно пиломатериал нужно нарезать нужной длины и обработать: поверхность досок и бруса можно обстрогать электрорубанком. После этого следует проолифить, обработать древесным антисептиком, обмазочной гидроизоляцией или битумом.
  6. Выкладка пиломатериала на подушку (укладка выполняется с учетом запланированного расположения, т.е. с промежутками или без. Ориентировочно, расстояние между досками, брусом или пеньками может быть в пределах 5-8 см)
  7. Уложенный деревянный материал нужно выровнять (уплотнить), для этого лучше использовать киянку, а не молоток. Благодаря её резиновой основе исключается вероятность повреждения пиломатериала (трещины, вмятины)
  8. Пространство между пиломатериалом (промежутки) засыпаются галькой, гравием или другими сыпучими элементами.
Вывод

Теперь вы точно знаете, как сделать деревянные дорожки из спилов своими руками легко и просто. Они функциональны, красивы и обладают массой других преимуществ, а главное – отлично впишутся в ландшафтный дизайн участка загородного дома или дачи

Дорожки из дерева — фото

Дорожки и ступеньки из дерева в ландшафтном дизайне Декоративная дорожка из круглых деревянная дисков Садовая дорожка из деревянных щитов квадратной и прямоугольной формы Тропинка к дому из досок с фигурно вырезанной кромкой Деревянная дорожка для дачи из состаренной доски Подсветка деревянной дорожки и помоста Деревянный настил-дорожка в ландшафтном дизайне садового участка Деревянная дорожка из бруса возле загородного дома

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технические рекомендации распространяются на строительство дорог, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады и ясли).

1.2. Рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбома СК 6101-97 «Дорожные конструкции для г. Москвы. Типовые конструкции».

1.3. Покрытия дорог, площадок, тротуаров, отмосток устраиваются двух типов: монолитные — из литой бетонной смеси, сборные — из мелкоразмерных и крупноразмерных бетонных и железобетонных плит.

1.4. Ширина проезжей части дорог принимается 3,5 и 5,5 м (в отдельных случаях — 6-7 м). Ширина одной полосы пешеходного движения принимается 0,75 м.

1.5. Строительство дорог, тротуаров, площадок, отмосток на объектах культурно-бытового назначения следует производить при положительных температурах воздуха. В случае производства работ по строительству отдельных элементов дорог, тротуаров, площадок и отмосток при отрицательных температурах воздуха следует пользоваться рекомендациями «Инструкции по технологии строительства городских дорог в зимнее время (ВСН 51-96).

Управлением развития Генплана

Первый заместитель руководителя Комплекса перспективного развития города

«7» августа 1998 г

Дата введения в действие

«1» сентября 1998 г

1.6. Для покрытий дорог, площадок используются железобетонные плиты в соответствии с требованиями ГОСТ 21924.0-84 — ГОСТ 21924.3-84 следующих конфигураций: П — прямоугольная; ПБ — прямоугольная с одним совмещенным бортом; ПББ — прямоугольная с двумя совмещенными бортами; ПТ — трапецеидальная; ПШ -шестиугольная; ПШД — шестиугольная осевая диагональная; ПШП — шестиугольная осевая поперечная; ДПШ — диагональная половина шестиугольной плиты; ППШ — поперечная половина шестиугольной плиты.

1.7. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с ГОСТ 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).

1.8. Бетонные и железобетонные бортовые камни используются в соответствии с ГОСТ 6665-91 следующих типов: БР — прямые рядовые; БУ — прямые с уширением; БУП — прямые с прерывистым уширением; БЛ — прямые с лотком; БВ — въездные; БК — криволинейные.

1.9. На стесненных территориях культурно-бытового назначения для автотранспорта устраиваются разворотные площадки. Схемы разворотных площадок проставлены на рис. 1.1.

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции дорог, площадок включают следующие элементы:

дренаж мелкого заложения; подстилающий слой; бортовой камень; основание; покрытие. Конструкции тротуаров состоят из подстилающего слоя, основания и покрытия. Варианты конструкций представлены на рис. 2.1.

2.2. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна.

Конструкция дренажа состоит из дренирующего слоя и трубчатых дрен, уложенных на спланированное дно ровика.

2.3. В качестве дрены могут использоваться керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбестоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от запыления муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты.

Читать еще:  СНиП пароизоляция стен

Рис. 1.1 . Схемы разворотных площадок для автотранспорта

Рис. 2.1. Варианты конструкций дорог, площадок, тротуаров:

а, б — покрытия из литого бетона;

в, г — покрытии из сборных бетонных, железобетонных плит;

д, е — покрытия тротуаров

1 — монолитный цементобетон; 2 — щебеночная смесь, укатываемый бетон; 3 — песчаный подстилающий слой; 4 — полиэтиленовая пленка или пергамин; 5 — крупноразмерные плиты; 6 — выравнивающий слой (песчаная или спецсмесь); 7 — мелкоразмерные плиты

2.4. Толщина конструктивных слоев принимается в соответствии с проектом.

2.5. Подстилающий слой устраивается из песка, коэффициент фильтрации которого должен быть не менее 3 м/сутки.

2.6. Применяются бортовые, бетонные и железобетонные камни. Основные размеры камней представлены в таблице 2.1.

Размеры бетонных и железобетонных бортовых камней

2.7. Основание дорог и площадок различного назначения устраивают из щебеночных смесей или укатываемого бетона (принимается бетон марки 2), прочность которого в возрасте 28 дней должна быть не менее 100 кгс/см 2 .

2.8. Покрытия дорог, площадок различного назначения устраиваются двух типов: монолитные бетонные; сборные — из бетонных или железобетонных плит.

2.9. В бетонных покрытиях дорог и площадок устраиваются температурные швы через 6-8 метров.

На рис. 2.2. представлена схема устройства температурного шва.

Ширина укладываемой полосы

Рис. 2.2. Температурный шов в покрытиях дорог и тротуаров:

1 — бетон; 2 — толь; 3 — металлический шаблон толщиной 4-5 мм; 4 — петля; 5 — штырь

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ И ПЛОЩАДОК

3.1. Технология строительства дорог, площадок включает: возведение земляного полотна; устройство дренажа, устройство дренирующего песчаного слоя; установку бортового камня; устройство основания; устройство покрытия.

3.2. Сооружение земляного полотна должно производится согласно требованиям ВСН 52-96 «Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и при устройстве подземных инженерных сетей».

3.3. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 , бульдозеры, автогрейдеры, скрепера.

3.4. Ширина корыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.

3.5. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Уплотнение грунтов земляного полотна необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98. Уплотняющая техника выбирается в зависимости от вида грунта и толщины отсыпанного слоя (табл. 3.1.) Необходимое число проходов по одному следу для связных грунтов должно быть не менее 10-12, для несвязных — 6-8.

3.6. Поверхность земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующей ровность поверхности, не превышал 1 см.

3.7. Работы по устройству дренажа из трубофильтров выполняются непосредственно перед распределением песчаного подстилающего слоя.

Машины для уплотнения грунтов

Глубина уплотнения (в плотном теле), м

Самоходный, на пневматических шинах, статический

Самоходный, комбинированный, с вибрационным вальцом

3.8. Траншеи под дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или экскаваторов ЭО-2621, ЭО-2626 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов.

3.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращают против уклона раструбами и пазами. Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика.

3.10. При устройстве дренажей проверяют: уклон подушки; качество фильтров обсыпки; плотность соединения звеньев труб в стыках; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщина слоя песка; влажность и степень уплотнения песка.

3.11. К устройству подстилающего слоя из песка приступают после приемки земляного полотна дороги и оформления соответствующего акта. Подлежат проверке в обязательном порядке соответствие фактических отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.

3.12. Коэффициент фильтрации песка для подстилающего слоя должен быть не менее 3 м/сутки. Песок доставляется к месту строительства автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в корыто дороги. Разравнивание песка производится бульдозерами или автогрейдерами по способу «от себя» с соблюдением проектных уклонов.

3.13. Катки для уплотнения песка выбирают в зависимости от вида песка и толщины уплотняемого слоя в соответствии с табл. 3.1.

3.14. Уплотненный подстилающий слой из песка должен иметь проектную толщину, отклонение от проекта не должно превышать ±1 см, а коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. Продольные и поперечные уклоны должны соответствовать проекту.

3.15. Перед установкой бортового камня на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой устанавливается опалубка высотой 20 см и шириной на 20 см больше ширины бортового камня.

3.16. Установка метровых бортовых камней производится бортоукладчиками и вручную при помощи клещевого или П-образного приспособления. Схема установки метровых бортовых камней при помощи указанных приспособлений представлена на рис. 3.1.

3.17. Бортовой камень устанавливается на бетонное основание толщиной 10 см по натянутому между металлическими штырями шнуру. Бортовой камень осаживается до уровня натянутого шнура деревянной трамбовкой.

После установки бортового камня с двух его сторон устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см.

3.18. Длинномерные бортовые камни устанавливаются на песчаное основание автокранами грузоподъемностью 3-5 т или при помощи пневмоколесных погрузчиков ТО-30 грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т.

3.19. Швы между бортовыми камнями заполняются цементно-песчаным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементно-песчаным раствором состава 1:2.

3.20. Для покрытий дороги и площадок основание, как правило, устраивается из уплотняемых щебеночных смесей или укатываемых малоцементных бетонных смесей.

Рис. 3.1. Схемы приспособлений и оснастки для установки бортовых камней:

1 — бортовой камень; 2 — опалубка; 3 — участок бетонирования (обойма); 4 — бетонная подготовка; 5 — песчаный подстилающий слой; 6, 7 — приспособление для установки бортового камня

3.21. Щебеночные смеси для устройства оснований изготавливают на заводе путем смешивания различных фракций известнякового щебня или гравия до получения однородного материала с добавлением оптимального количества воды.

Зерновой состав щебеночных смесей

Содержание в смеси частиц, % массы, проходящих через сито с размером отверстий, мм

Устройство тротуаров на территории организации

Устройство тротуаров на территории организаций в Москве и Области

  • Свой склад материалов, все необходимые материалы в наличии по оптовым ценам
  • Присылаем такси, если надо к нам в офис или выехать на объект
  • Бесплатный выезд специалиста для расчёта и консультаций
  • Приемлемые цены — всегда обсуждаем
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту
  • Замер в день обращения
  • Поэтапная оплата
  • Без проживания на объекте
  • Все рабочие в масках и спец костюмах
  • Ежедневный фото-видео отчет о проделанной работе

Варианты укладки брусчатки

Укладка под пешехода

  • Выемка грунта до 25 см
  • Геотекстиль (2 слоя)
  • Отсев (10 см)
  • Песок (10 см)
  • Сухая смесь (3-5 см)
  • Тротуарная плитка
  • Бордюр
  • Выемка грунта до 35 см
  • Геотекстиль (2 слоя)
  • Отсев (15 см)
  • Песок (15 см)
  • Сухая смесь (3-5 см)
  • Тротуарная плитка
  • Бордюр
  • Выемка грунта до 40 см
  • Геотекстиль (2 слоя)
  • Отсев (20 см)
  • Песок (15 см)
  • Сухая смесь (3-5 см)
  • Тротуарная плитка
  • Бордюр

Стоимость услуг по укладке брусчатке

Укладка на готовое основание с засыпкой песка

В работу входит:

Подготовка и засыпка смеси

Выравнивание под правило

Укладка тротуарной плитки

Просыпка швов и трамбовка покрытия

Цена: 450 руб/м²

Укладка с основанием для пешеходов

В работу входит:

Выемка грунта до 25 см

Засыпка и трамбовка песка (10см)

Засыпка и трамбовка щебня (10см)

Гарцовка 2-3 см с трамбовкой

Укладка брусчатки с трамбовкой

Цена: 750 руб/м²

Укладка с основанием для авто

В работу входит:

Выемка грунта до 35 см

Засыпка и трамбовка песка (15см)

Засыпка и трамбовка щебня (15см)

Гарцовка 2-3 см с трамбовкой

Укладка брусчатки с трамбовкой

Цена: 850 руб/м²

Укладка с заливкой бетонного основания

В работу входит:

Выемка грунта до 50 см.

Засыпка и трамбовка щебня до 15 см.

Заливка бетонного основания до 10 см

Слой пескобетона до 10 см.

Укладка брусчатки с трамбовкой

Цена: 1100 руб/м²

Установка садового бордюра

В работу входит:

Транспортировка по участку

Установка на раствор

Цена: 220 руб/м.п

Укладка брусчатки на утепленную отмостку

В работу входит:

Выемка грунта 20 см.

Засыпка и трамбовка щебня

Заливка бетона до 10 см

Слой пескобетона до 10 см.

Укладка брусчатки с трамбовкой

Цена: 1300 руб/м2

Примеры укладки брусчатки

При завершении стройпроцессов по возведению коммерческих зданий и когда уже не так страшно заниматься оптимизацией пространства под комфортную эксплуатацию объекты, владельцы обращаются к следующей строительной услуге — устройство тротуаров на территории организации. И это крайне важная составляющая любой коммерческой территории, так как вы повысите уровень уюта и благоустройства, поделите территорию на функциональные зоны и создадите дорогу для перемещения от одного здания до другого или свяжите их с городскими дорогами.

Так как это крайне важная часть каждой территории организации, то нужно изначально настраиваться на обращение в профессиональную компанию, которая сделает один раз и не придется постоянно обслуживать и ремонтировать. Так обращение в компанию АО Град выглядит крайне привлекательно, ведь вам не придется лишний раз переживать о качестве оказанных услуг и стоимости выполнения, ведь мы гарантируем вам приятную цену и высококвалифицированных специалистов на каждом объекте. Мы отправляем на объекты только рабочих дорожных работ, которые свыше 7 лет занимаются этим.

Выполняем под ключ следующие услуги по устройству тротуаров:
  • Асфальтобетонных;
  • Покрытий тротуаров;
  • Бетонных;
  • Из плитки;
  • На территории организации;
  • Пешеходных;
  • Из брусчатки.

Преимущества тротуаров для коммерческих зданий

  • Никаких луж после дождя. Это станет возможным благодаря устройству подушки из песка;
  • Монолитная основа. Из-за чего она не разрушается при движении почвы и не перемещается на другое место;
  • Легкое обслуживание. При повреждении одной плитки вы с легкостью замените эту пострадавшую единицу, заменив на новую. При этом эксплуатационные качества не ухудшаются, а внешний вид остается таким же;
  • Долгосрочность стройматериала. Спустя время он не теряется эксплуатационных и декоративных качеств;
  • Оперативная укладка и без гигантской спецтехники. Вы не потратите много нервов и сил, обратившись за этой услугой, ведь по сравнению с асфальтовыми тротуарами, здесь не требуется тяжелая техника, а срок монтажа в разы меньше.

Преимущества работы с АО «Град»:

  • Мы свыше 10 лет предлагаем услуги на строительном рынке. За это время оптимизировали рабочие процессы, чтобы предоставлять собственным клиентам лучшее.
  • У нас в компании только опытные специалисты, которые на своих плечах несут 10-летний стаж труда в этой сфере.
  • Стоимость наших услуг в центральном регионе самая привлекательная, так как мы работаем напрямую с крупнейшими производителями, что позволит вам получить качественные расходные материалы по оптовой стоимости, ведь мы не делаем дополнительную накрутку.
  • На каждом этапе работы стоит персональная ответственность определенного сотрудника.
  • Выбираем стройматериал исходя из пожеланий заказчика, при этом всегда готовы помочь с выбором: консультируем после анализа местности для объективности оценки.
  • Для каждого позвонившего у нас уготована скидка.
  • Предоставляем гарантии на все виды работ, чтобы вы были уверены в нас.

Обращайтесь к нам и вступайте в ряды довольных заказчиков АО «Град»!

Получите предварительный расчёт

Бесплатно произведем предварительный расчет и ответим на все интересующие вопросы

Деревянные дорожки: популярные виды, опыт форумчан

Дорожки на участке позволяют беспрепятственно перемещаться между зонами в любую погоду, не утопая по щиколотку в грязи и не перетаскивая почву на подошвах. Они станут элементом ландшафтного дизайна, если учитывать не только практическую, но и визуальную составляющую. При выборе материала для дорожек ориентируются на общую стилистику оформления участка и свои финансовые возможности. Дорожки из дерева на даче всегда универсальны – они сочетаются и с газонами, и с клумбами, и с мощеными террасами, их реально сделать самостоятельно, они отлично смотрятся без бордюра, а стоимость зависит от выбранной разновидности. Многие пользователи портала FORUMHOUSE облагораживают ландшафт с помощью именно деревянных дорожек.

Дорожки из дерева своими руками

Древесина в качестве материала для садовых дорожек – не самая популярная категория, но достаточно востребованная, в силу высокой декоративности, относительной долговечности и доступности. Хотя кубометр обработанной доски стоит прилично, многие используют для дорожек строительные остатки, что значительно снижает себестоимость. Но даже если брать новые пиломатериалы, ввиду отсутствия мокрых процессов при укладке и с учетом особенностей подготовки основания, дерево может обойтись дешевле других разновидностей. По способу изготовления существует два типа деревянных дорожек.

Настилаемые дорожки издерева своими руками

Основное полотно приподнимается над уровнем грунта, каркас укладывается на подготовленное основание. Дощатый настил поднимают над землей, чтобы обеспечить свободный доступ воздуха – такая вентиляция значительно продлит срок службы дорожки и предохранит от переувлажнения. Получается настоящий «деревянный тротуар». Этой конструкции необходим небольшой уклон — он способствует скатыванию воды с поверхности «тротуара», даже после обильных осадков полотно будет просыхать быстрее.

Основанием для настила выступает каркас из продольных лаг, на котором посредством крепежа фиксируются поперечины из доски или бруса. Возможно чередование одинаковых по длине, но различных по ширине сегментов, все зависит от задумки. Чтобы избежать коробления, широкая доска крепится на три-четыре самореза (гвоздя) с каждого края, брусу достаточно двух, шляпки топятся в глубину, чтобы избежать травмирования ног при босых прогулках.

Если члены семьи обладают солидным весом, или дорожка в саду будет использоваться для перевозки в тачке тяжестей, прокладывают дополнительную, среднюю лагу.

Чем обработать дерево на дорожке

Для защиты лаг, непосредственно контактирующих с землей, их нужно обработать жидкой битумной мастикой или подобным средством. Поперечины при необходимости проходят рубанком, шлифуют наждачкой, после чего пропитывают антисептиками, сушат и монтируют на каркас. Возможны два варианта сборки – вплотную, без просветов и с равными промежутками между элементами. Изнаночную сторону настила также покрывают мастикой, лицевую поверхность окрашивают или лакируют. Предварительная обработка элементов конструкции покрытием перед сборкой эффективнее, чем в готовом виде, покрывать же битумом и колеровкой проще собранный настил.

Садовая дорожка из досок: как сделать тротуар на дачном участке

Хотя настил можно положить на ровную поверхность и без предварительной подготовки, чтобы он прослужил как можно дольше, и при эксплуатации не приходилось воевать с сорняком, имеет смысл соблюсти технологию. Существует два способа подготовки – под лаги или на всю ширину дорожки, проводится подготовка в несколько этапов:

  • Снимается почвенный слой глубиной 20 – 30 см, дно утрамбовывается;
  • Засыпается слой песка, утрамбовывается, проливается, поверху засыпается слой мелкого щебня, трамбуется.

Если устройство деревянного настила планируется как временное, можно обойтись без подушки, под лаги прокладывают геотекстиль, рубероид, транспортирную ленту или подобные материалы, от сорняков проводят обработку гербицидами.

Как сделать садовые дорожки из дерева

Среди пользователей портала деревянные настилы пользуются заслуженной популярностью.

Дошли руки сделать деревянные дорожки на даче, в ход пошли остатки – бруски (лиственница, некондиция) толщиной 3 см и шириной от 10 до 2 см. Сделал из них дорожку метровой ширины, брус не строгал, обжигал горелкой, чтобы убрать занозы. В дальнейшем окрашу какой-нибудь пропиткой. Грунт выбирал на половину штыка, небольшой слой песка (трамбовал), геотекстиль, и на него – мелкий щебень. На щебень – лаги из остатков бревна и бруса 100-го, высотой 10 см. Лаги покрыл отработкой.

Доска 25 и 50 мм, поперечные сплошняком, покрывал дощечки антисептиком с колировкой, ширина между лагами – на глаз, чтобы доски немного выступали от края (около 10 см). Решил пролёт между поперечинами не делать: траву сложно косить, деревяхи царапаешь.

Решили, что у нас на даче будет деревянная дорожка из досок. Пока в планах 21 метр полотна, в выходные сбили 4,5 метра. На следующие планируем закончить сбивать и приступить к полировке и окрашиванию в цвет дома.

Я тоже только за дорожки из досок на даче, чисто и босиком приятно ходить, по бетонным «дорогам» так не побегаешь после баньки.

Как вариант, настил делают из использованных поддонов от строительных материалов – паллет. Для укладки в исходном виде выбирают поддоны с узким пролетом между элементами. Большой декоративностью такое устройство не обладает, но требует минимальных затрат сил и времени на работу. Не самый красивый, но качестве быстровозводимой времянки — оптимальный вариант, проверенный дачной практикой.

Читать еще:  Укладка газосиликатных блоков своими руками

Батя мой, наверное, самый бюджетный вариант дорожек сделал: положил б/у поддоны (нынче паллеты), лет на 7 – 8 хватает. Правда, для эстетского взгляда не комильфо, и поддоны лучше без щелей брать.

Чтобы такая дорожка была декоративнее и дольше прослужила, поддоны разбирают на сегменты, обрабатывают защитными составами и сколачивают из них полноценный настил. Времени затрачивается больше, но и результат значительно привлекательнее, а себестоимость дорожки, что в первом, что во втором варианте — дешевле не придумаешь.

В противовес бюджетному варианту из паллет, настилаемые дорожки из декинга – специальных деревянных плиточных модулей из террасной доски (на фото). Этот садовый паркет укладывается на ровное основание и по внешним данным превосходит самодельные разновидности, те, кто его делали, оставляют только положительные комментарии, но из-за высокой стоимости осилить его может далеко не каждый.

Вкапываемые

Деревянные элементы в таких дорожках на даче вкапываются в грунт вровень с поверхностью или немного выступают над землей, пустоты засыпаются дренажными материалами – щебнем, крупным песком, гранитным отсевом. На дорожки идут доски, спилы бревен, пеньков, веток, толстый брус, плашки нарезаются длиной 10 – 15 см. Так как дерево полностью погружается в землю, оно нуждается в усиленной защите от влаги, шайбы желательно замочить в растворе антисептика или горячей олифы, нижний спил покрывается битумом, верхний можно залакировать или покрыть воском. Укладка спилов произвольная, для повышения декоративности между толстыми кругляками вставляют мелкие. Если используется брус, актуальна имитация кирпичной кладки с перевязкой рядов.

В отличие от настила, который можно поставить прямо на землю, вкапываемые дорожка из спилов и бруса требуют тщательной подготовки основания, так как чурки будут находиться в земле и подвергаться воздействию внешней среды.

Дно выкопанной по разметке траншеи трамбуется, застилается геотекстилем, после слой песка, утрамбованный и пролитый, слой щебня и последним — слой песка. Спил выставляют на подложку, чередование разных диаметров повышает декоративность дорожки, пристукивают чурки резиновым молотком, горизонт контролируют строительным уровнем. Промежутки заполняются мелким щебнем, крупным песком, гранитным отсевом, глиной.

Дорожка из спила прекрасно вписалась в ландшафт участка форумчанина NikNikTar.

Из остатков осиновых бревен от своей стройки и брошенной халявы за забором напилил шайбы толщиной 15-20 см, вынул грунт и на геоткань и песчаную подушку уложил с миром, предварительно искупав их в «Сенеже». Промежутки заполнил нарезанными стволами осины (много ее на берегу озера) и засыпал песком, а верхний слой затер мелкой гранитной крошкой. Дорожки из осины очень органично вписались в участок, глаз радует, но скользко после дождя. Делать их как основные я бы не решился, а как элемент дизайна и для степенных передвижений между малыми архитектурными формами на участке и прогулок по саду – самое то.

Технологическая карта на устройство сборных покрытий тротуаров

ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ ПРИ МОСГОРИСПОЛКОМЕ

МОСОРГСТРОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ПОКРЫТИЙ ТРОТУАРОВ

Москва — 1983

Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя.

Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.

1. Область применения . 1

2. Технология строительного процесса . 1

3. Технико-экономические показатели . 3

4. Материально-технические ресурсы .. 4

Приложение 1. Допускаемые отклонения от проектов . 4

Приложение 2. График производства работ . 5

Приложение 3. Калькуляция трудовых затрат . 6

Приложение 4. Схема операционного контроля . 6

Лист 1. Конструктивные схемы сборных тротуарных покрытий . 7

Лист 2. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров . 7

Лист 3. Схема организации работ при устройстве тротуаров (с бортовыми камнями) 9

Лист 4. Схема организации работ при устройстве тротуаров (без бортового камня) 10

Лист 5. Приспособления для контроля ширины швов. Вакуум-захват для укладки плит . 12

1 . Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2 . Технология строительного процесса

2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 — 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 — 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

3 . Технико-экономические показатели

(на 100 м 2 тротуара)

Затраты труда, чел.-дн. — 18,39

Потребность в машинах, маш.-см. — 0,17

Стоимость затрат труда, руб. — 78,78

Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн. — 0,184

Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб. — 0,788

Устройство деревянных тротуаров

Полтора столетия назад деревянным тротуарам объявили войну, но они остаются на улицах и по сей день

Большая часть мостков скрыта кустарниками, такое встречается не только на улице Урицкого

Фото: Богдан Чадромцев

Деревянные тротуары в Архангельске — хорошо это или плохо?

Вокруг деревянных мостовых не утихают споры — есть две диаметрально противоположные позиции на их счет: либо это фишка города, либо это архаизм, от которого нужно избавиться. Узнать больше об истории мосточков и их современном состоянии решил архангелогородец Богдан Чадромцев.

Древесина — один из самых доступных строительных материалов, который с давних пор используется человеком. Не стало исключением и устройство дорог и тротуаров. Еще в начале XX века в Санкт-Петербурге улицы мостили с помощью деревянной плитки, а ранее такая практика распространилась и за границей. Отказались от использования дерева по ряду причин, одной из которых было всплывание деревянных деталей во время наводнений. Это приводило к разрушению дорог.

В середине XIX века в России по указу императора издали закон, ограничивающий строительство деревянных домов. Его целью была борьба с частыми губительными пожарами в городах. Власти Архангельска в то время, видимо, посчитали, что и деревянные мостовые также пожароопасны. И городовые стали разрушать их в городе (Соломбалу не трогали), в том числе и во дворах. Предполагали, что горожане на их месте сами положат брусчатку, и Архангельск будет чуть больше похож на столичный город. Но это привело к тому, что весь город стал непригодным для прогулок в чистой одежде и обуви, а местами можно было буквально утонуть в грязи и воде. Понятно, что людям это не нравилось, они подходили формально к исполнению приказа: ломали деревянные тротуары не до конца, ремонтировали ранее разрушенные мостки. А уже к концу 50-х годов XIX века, после смерти Николая I, мостовые восстановили.

Деревянные мостовые на проспекте Чумбарова-Лучинского в 1928 году

Время прошло, а люди ходят по дощатым дорожкам в Архангельске и по сей день. Существуют два противоположных мнения, которые можно примерно обозначить как «мостки — это хорошо» и «мостки — это плохо».

Начнем с отрицательных позиций, в основе которых лежит представление об архаичности такого способа устройства пешеходных дорожек. Полагается, что в современных городах все тротуары могут быть заасфальтированы или выложены брусчаткой. Приехав в Москву или Санкт-Петербург, скорее всего, вы не увидите деревянные мостовые. Отсюда вытекает, что деревянные мостки — это атрибут отсталости, которого не должно быть в городе — областном центре, «столице Поморья».

Также местные отмечают и плохое состояние таких дорожек. Они часто гниют, проваливаются, перекашиваются и ломаются, что, мягко говоря, затрудняет перемещение по ним, особенно маломобильных горожан.

Положительное отношение к мосточкам строится на том, что они являются культурно-историческим наследием, формирующим одну из нескольких «фишек» города. Этот подход интересен и в контексте поиска туристического бренда города, за которым стоит ехать в Архангельск. Этой позиции часто придерживаются гости города и путешественники, среди которых, например, известные блогеры Артемий Лебедев и Илья Варламов.

Дощечки лежат тут не вдоль, как, например, в Малых Карелах, а поперек. Зато все эти тротуары стоят на болоте

Вообще существует большой опыт строительства дорожек на болотистых торфяных грунтах. Такая дорога называется гать. Например, туристический маршрут по болоту Меэнкунно в Эстонии проходит почти полностью по таким мостовым. В Архангельской области тоже есть болота, и на некоторых проложены гатиевые тропинки.

Улучшить качество мостовых можно за счет использования специальных полимерных материалов на основе древесины. Внешне они не отличаются от натуральных досок, а по сроку службы должны превосходить. Такое мощение уже есть, например, в поселке Пинега.

В Пинеге использовали декинг или садовый паркет — плиточные модули с деревянной поверхностью

Фото: Ярослав Вареник

В августе 2020 года мы прогулялись по центральной части Архангельска, ограниченной набережной Северной Двины, улицей Гагарина, проспектом Дзержинского и железнодорожной насыпью, и посмотрели на то, где еще можно прогуляться по деревянным мостовым. Результатом этих прогулок стала схема расположения мостовых. Эта схема не является абсолютно точной, но вполне способна помочь вам найти такие тротуары. В нее не включались расположенные во дворах и прилегающих территориях мостки, там отмечены только те, которые идут вдоль улиц и проспектов.

Читать еще:  Как сделать крышку для колодца своими руками

В основном состояние мостков хорошее, лишь местами встречаются провалы и места, по которым затруднительно пройти, например, с детской коляской. Встречаются деревянные мостовые, как правило, в районах с деревянной застройкой, но это вовсе не обязательно.

В итоге у нас получилась такая схема-карта.

Возможно, где-то мы не нашли мостовые. А где-то их уже поменяли на асфальт. Так, около 22-й школы в начале августа еще были мостовые, а в конце месяца их сменили асфальтированные дорожки.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Устройство деревянных тротуаров

Работы по строительству зданий и сооружений, не вошедшие в

перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов

капитального строительства (Приказ Министра регионального развития

РФ от 09.12.08 № 274), и для выполнения которых не требуется допуска.

4510200 Расчистка и осушение территории

4510201 Валка деревьев и корчевка пней

4510202 Расчистка территории от кустарников и мелколесья

4510203 Удаление камней

4510204 Удаление растительного покрова

4510210 Установка и сборка временных зданий и сооружений

4510211 Сборка и установка инвентарных зданий жилищно — бытового и

4510212 Монтаж систем отопления, водоснабжения и канализации

4510213 Устройство систем вентиляции во временных зданиях

4510220 Устройство временных дорог, тротуаров, подкрановых путей

4510222 Устройство лежневых дорог

4510225 Устройство и разборка колейных дорог из сборных

4510226 Устройство разъездов из сборных железобетонных плит

4510227 Укладка сланей на болотах

4510300 Снос строений и разборка конструкций

4510308 Разборка щебеночных, асфальтобетонных, цементобетонных

покрытий и булыжных мостовых

4510309 Разборка бортовых камней

4510311 Разборка типовых колодцев и коробок

4510312 Разборка железнодорожных путей

4510313 Разборка стрелочных переводов, глухих пересечений,

температурных компенсаторов и упоров

4510314 Разборка переездов с деревянным настилом

4510315 Разборка железнодорожных плит покрытия трамвайных путей

4510400 Планировка площадей

4510401 Планировка площадей дна и откосов механизированным

4510402 Планировка площадей дна и откосов вручную

4510403 Планировка орошаемых площадей и рисовых чеков

4510405 Очистка кюветов и срезка откосов путевым стругом

4510410 Разработка грунтов

4510418 Копка ям вручную

4510420 Устройство каналов и дорожных насыпей

4510430 Уплотнение и укрепление грунтов

4510435 Укрепление откосов хворостяными тюфяками

4510436 Укрепление дерновой лентой

4510500 Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений

4510504 Установка и разборка стальных подмостей, пирсов,

плашкоутов, плавучих опор

4510508 Установка и разборка опор из шпальных клеток

4510509 Установка и разборка плавучих сооружений для укладки

бетона под воду

4510511 Установка и разборка спусковых дорожек стапелей

4510512 Крепление стенок котлованов и траншей инвентарными щитами

4510513 Крепление стенок котлованов и траншей отдельными досками

4520311 Устройство перегородок и заполнение оконных проемов

4520403 Установка опорных частей и оросителей из полимерных

4520404 Установка отбойных устройств из автопокрышек и резиновых

4520408 Кладка конструкций из легкобетонных камней и арболитовых

4520415 Уплотнительная обмазка поверхности котлов

4540130 Теплоизоляция строительных конструкций

4540131 Теплоизоляция из керамзита и других сыпучих материалов

4540132 Изоляция холодных поверхностей изделиями из волокнистых и

4540134 Утепление покрытий и заполнение каркасов минераловатными и

4540135 Утепление плитами из пеностекла, пенопласта, легкого

бетона или фиброцементными плитами

4540136 Утепление стен и полов древесно — волокнистыми плитами

4540137 Утепление цоколя минераловатными и фибролитовыми плитами

4540138 Устройство теплоизоляционных экранов и защитного пояса из

битумно — шлаковой смеси

4540139 Установка дверей с теплоизоляцией

4540145 Оштукатуривание поверхности изоляции теплоизоляционными

мастиками или раствором с устройством каркаса

4540200 Установка деревянных конструкций и изделий

4540203 Установка шкафных и антресольных дверных блоков

4540212 Устройство перегородок шкафных стенок и полок, обшивка

досками ДВЦ, ДСП

4540213 Устройство лестниц, площадок, крылец, веранд, террас

4540214 Заполнение дверных проемов с обналичкой

4540215 Заполнение оконных проемов с установкой подоконных досок

4540217 Обшивка стен, потолков и перегородок в гидротехнических и

4540220 Остекление

4540221 Остекление одинарное переплетов теплиц и промышленных

4540222 Остекление двойное деревянных оконных переплетов и

4540223 Остекление тройное оконных и балконных блоков

4540224 Остекление одинарное переплетов, дверных полотен и

перегородок, включая стеклопакеты

4540225 Остекление дверных полотен и витражей витринным стеклом

4540226 Покрытие кровли, стен, перегородок полиэтиленовой пленкой

4540227 Устройство перегородок из профильного стекла

4540230 Штукатурные работы

4540231 Оштукатуривание печей глиняным раствором

4540232 Штукатурка поверхностей фасадов по камню и бетону

4540233 Штукатурка поверхностей внутри зданий

4540234 Штукатурка и стяжка рентгенозащитная

4540235 Облицовка поверхностей гипсовыми и гипсоволокнистыми

4540236 Выравнивание сплошное и подготовка поверхностей под

окраску или оклейку обоями

4540240 Устройство оснований, покрытий и полов

4540241 Устройство подстилающих слоев глинобитных и глинобетонных

4540242 Устройство стяжек

4540247 Устройство полов и подоконников из бетонных и мозаичных

4540248 Устройство полов из керамических плиток

4540249 Устройство полов из чугунных и стальных штампованных

4540251 Устройство полов из шашки торцовой

4540252 Устройство полов из гранитных и мраморных плит

4540253 Устройство полов из линолеума и пластиков

4540254 Устройство полов бесшовных, полиэфирных, полимерцементных,

4540255 Устройство полов щитовых, дощатых и из ДСП

4540256 Устройство полов паркетных

4540260 Облицовочные работы

4540261 Облицовка печей и очагов изразцами

4540262 Облицовка поверхностей стен, колонн, пилястр гранитом и

4540263 Облицовка поверхностей стен, колонн, пилястр известняком и

известняковыми фасонными камнями

4540264 Облицовка поверхностей мрамором

4540265 Облицовка поверхностей керамическими плитами

4540266 Облицовка поверхностей столбов, пилястр, откосов по дереву

4540267 Облицовка поверхностей искусственным мрамором с

4540268 Облицовка поверхностей древесно — волокнистыми плитами и

фанерой под оклейку обоями

4540269 Облицовка поверхностей стен и потолков древесно —

стружечными плитами с декоративной отделкой и бумажно —

4540271 Облицовка каркасов стен и потолков дюралюминиевыми листами

4540272 Облицовка каркасов стен и потолков акустическими плитами

4540273 Установка туалетной гарнитуры

4540280 Лепные работы

4540281 Установка гипсовых и цементных погонажных деталей

4540282 Установка гипсовых и цементных штучных деталей, розеток,

капителей, баз, шишек, сухарей, кронштейнов, решеток, ваз, гербов

4540290 Малярные и обойные работы

4540291 Окраска наружных поверхностей железобетонных конструкций

4540292 Окраска стальных конструкций мостов, опор, мачт, башен

4540293 Окраска фасадов

4540294 Окраска внутри помещений водными составами

4540295 Окраска масляная внутри помещений по штукатурке, бетону и

4540296 Окраска металлических поверхностей масляными красками и

4540297 Окраска масляная дверных и оконных заполнителей

4540298 Окраска изолированных поверхностей красками, лаками,

4540299 Оклейка стен, потолков тканями и обивка дверей парусиной

4540301 Оклейка стен, потолков обоями и линкрустом

4540321 Устройство ограждений выгульных дворов из жердей

4540322 Устройство железобетонных оград

4540323 Устройство оград и ограждений из сетки, сетчатых панелей,

колючей проволоки по железобетонным столбам

4540324 Устройство деревянных заборов

4540325 Установка деревянных ворот и калиток

4540326 Установка снегозащитных заборов с железобетонным или

4540327 Установка снеговых щитов с их изготовлением

4540328 Установка дополнительных железобетонных столбов

4540329 Навеска ворот и калиток с установкой столбов

4540330 Озеленение, защитные и плодовые насаждения

4540331 Обработка почв с внесением удобрений

4540332 Обработка почв вокруг саженцев, сеянцев и в междурядьях

4540333 Посадка деревьев и кустарников с подготовкой посадочных

мест и посадочного материала

4540334 Посадка кустарников в живую изгородь

4540335 Посадка саженцев, отводков, кустарников, земляники

4540336 Посадка саженцев и сеянцев

4540337 Лесопосадка сеянцев и саженцев механизированная «в ленту»

с обработкой почвы

4540338 Посев многолетних трав механизированным способом

4540339 Посев многолетних трав газонов и цветников вручную

4540341 Посев чая вручную с применением механизмов

4540342 Аэросев деревьев хвойных пород

4540343 Установка стоек, столбов, якорей и раскосов шпалер

4540344 Устройство шпалер

4540345 Устройство временной шпалеры в пальметтных садах

4540346 Демонтаж шпалер с выдергиванием стоек

4540347 Внесение в почву торфа и заложение теплиц питательным

4540348 Уход за деревьями и кустарниками озеленения

4540349 Уход за саженцами живой изгороди

4540351 Уход за газонами и цветниками

4540352 Уход за лесонасаждениями, кустовыми ягодниками, чаем,

4540353 Уход за деревьями, кустарниками, ягодниками

4540354 Уход за виноградом, чаем, шелковицей, земляникой, луговыми

насаждениями и прочими насаждениями

4540361 Устройство оснований и покрытий из песчано — гравийной

4540362 Устройство оснований и покрытий щебеночных

4540363 Устройство оснований и покрытий из доменного шлака

4540364 Устройство грунтобитумных и грунтоцементных оснований и

4540365 Устройство отмосток

4540366 Устройство брусчатых и мозаиковых мостовых

4540367 Устройство оснований и покрытий из асфальтобетонной смеси

4540368 Устройство цементно — бетонных оснований и покрытий

4540369 Устройство бетонных плитных тротуаров

4540371 Устройство выравнивающих слоев из асфальта

4540372 Устройство однорядного настила деревянных дорог и

4540373 Установка бортовых камней

4540374 Мощение покрытий из колотого булыжного камня

4540375 Текущий ремонт и содержание дорог

4540380 Обустройство дорог

4540381 Установка дорожных знаков и указателей на столбиках

Кроме того, не требуют допуска все работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, соответствующих нижеуказанным требованиям Градостроительного кодекса РФ:

часть 2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

часть 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ

1) гараж на земельном участке, предоставленный физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или на земельном участке, предоставленный для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и другие);

3) строения и сооружения вспомогательного использования.

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

doctor_les

Ваши деревья в центре нашего внимания.

Людям о деревьях

«..А я иду по деревянным городам и мостовые скрепят, как половицы. «

Оказывается это неплохо, когда скрипят мостовые — значит они деревянные, а от этого одна только польза вам и вашему лесу.

Деревянные тротуары это, один из немногих возможных способов устроить в лесу тропиночную сеть с покрытием, не повреждая корней деревьев. По сравнению с общепринятыми способами мощения плиткой, камнем плитняком, брусчаткой и т.д. «метод деревянного тротуара» сохранит вам все деревья на много лет.

Сама по себе доставка на участок, разгрузка, перемещение и распределение по участку сотен и тысяч тонн бетона, песка, камня, брусчатки или плитки нанесет непоправимый вред почве. Производство всего комплекса работ по откапыванию «корыта» глубиной 20 — 40 см. под основание мощеной дорожки, перемещение вынутого лишнего грунта, устройство бетонного основания, собственно мощение с перемещением по участку материалов — всё приведет к фатальному для многих деревьев переуплотнению почвы. Перерубание корней деревьев в тех корнеобитаемых кругах, через которые прошла дорожка — добьет оставшиеся вдоль маршрута деревья.

И не верьте вашим строителям о стержневой корневой системе сосен и компактной глубинной корневой системе дубов — 80см. вот максимальная глубина функциональной корневой системы дерева. В вашем случае предельная глубина корнеобитаемого горизонта может быть и 40 и 20см.

Конечно никто не агитирует владельцев дома в стиле итальянского палаццо устраивать парадный въезд из досок — здесь больше подойдет мрамор, песчаник, ил ракушечник. Очевидно регулярный парк в английском стиле потребует плитки, или брусчатки. (хотя и здесь возможны варианты, например, дорожки из каменных отсевов, напишу про такие дорожки чуть позже) Но некто не запрещает поддержать, подчеркнуть и выделить уже сложившуюся на участке, в силу размещения построек и куртин деревьев , лесную зону деревянными дорожками- тротуарами.

Настилы в любой момент можно переложить. Если вам захотелось перемен, или по новому взглянуть на свой старый участок — просто измените конфигурацию дорожек. Старый настил переносится за несколько дней, при этом вскоре не останется никаких следов в том месте где шел предыдущий тротуар. Возможно изменять мозаику досок, их цвет и т.д. Чего не скажешь о мощеной дорожке, которая делается раз и на всегда.

Ширина дорожек может позволить кататься по ним на велосипеде, или гольф-каре (конечно, при определенной площади участка)

Настил деревянного тротуара крепится на продольный лаги, которые опираются на прикопанные деревянные столбики, или на небольшие бетонные блоки, лежащие на песке. Можно использовать регулируемые винтовые опоры из терасных комплектов — конкретная технология исполнения — это уже вопрос к вашим строителям и/ или ландшафтным дизайнерам.

Помимо прямой, очевидной «дружелюбности к деревьям» деревянные тротуары обладают еще одним ценным свойством: Под ними очень удобно располагать некоторые коммуникации участка: «Слаботочку», трассы автополива, кабель питания фонарей, расположенных вдоль этой же дорожки и .т.д. Под тротуарами можно скрыть те коммуникации для которых понадобилось бы рыть траншею через весь лес, или делать «прокол» методом ГНБ.

Настильная доска может быть любая сосновая, дубовая. От этого зависит срок службы дорожки.
Есть и свои недостатки у таких тротуаров — некоторая специфика эксплуатации по сравнению с каменными дорожками.
— Если использована простая доска, рано или поздно она сгниет и потребует замены. Можно использовать тик, редкие породы африканского дерева, пропитанного маслом, себестоимость будет высокой, но и дорожка почти вечной. Замена же еловой доски довольно недорогое мероприятие.
— Невозможно окалывать натечный лед зимой. Но и на каменных дорожках не всегда удается держать их всю зиму сухими и чистыми. Деревянный же тротуар надо обметать после каждого снегопада.
— Мокрая деревянная дорожка может быть скользкой. Это, пожалуй, единственное её отрицательное свойство, которое так просто не побороть, но возможно применять тик, или террасную рифленую доску.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector