Adv-fabrika.ru

Ремонт и Дизайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возведение зданий в скользящей опалубке

ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКЕ

Применение скользящей опалубки ( 2.8) особенно эффективно при строительстве высотных зданий и сооружений с минимальным количеством оконных и дверных проемов, конструктивных швов и закладных элементов. К ним относятся силосы для хранилища материалов, дымовые трубы и градирни, ядра жесткости высотных зданий, резервуары для воды, радиотелевизионные башни. Другая потенциальная область использования скользящей опалубки — строительство зданий атомных реакторов, секций арочных плотин, мостовых опор, водонапорных башен, стен и колонн промышленных зданий. Важным преимуществом скользящей опалубки следует считать повышение темпов строительства, благодаря чему сокращается его стоимость.

Монолитное домостроение в скользящей опалубке обладает известной технологической гибкостью ( 2.9). С помощью одного комплекта опалубки путем ее переналадки можно возводить дома с различными планировочными решениями и разной этажности, придавая им архитектурную выразительность и оригинальность.

Возведение монолитных зданий и сооружений позволяет снижать общие приведенные затраты на 13-25% по сравнению с полносборным строительством. Вместе с тем, возведение зданий и сооружений в скользящей опалубке требует высококвалифицированной рабочей силы и четкой организации работ. Скользящая опалубка выгодна при возведении одиночных зданий высотой не менее 25 м, так как затраты на монтаж и демонтаж с учетом стоимости опалубки не превышают эффекта от интенсивного ведения работ ( 2.10).

Сдерживающими факторами развития и широкого распространения скользящей опалубки являются: резкое удорожание производства работ в зимнее время; потребность в большом количестве рабочих высокой квалификации, в том числе для обслуживания систем скользящей опалубки; резкое снижение эффективности технологического процесса бетонирования при различных организационных неполадках и перерывах; большие затраты на ликвидацию всякого рода дефектов бетонирования и на доводку.

Часть причин, сдерживающих широкое использование скользящей опалубки, может быть устранена технологическими приемами. Так, бетонирование можно производить не круглосуточно, а с перерывами, используя специальные добавки к бетонным смесям. Например, замедлители твердения позволяют продлить период схватывания до 18 ч. При бетонировании в районах с холодным климатом широко используются ускорители твердения, а также тепловая обработка бетона (инфракрасная обработка, электропрогрев и т. п.), которые не снижаюттемпа бетонирования.

Совершенствование технических решений, в частности, автоматизация работы гидродомкратов в режиме «шаг на месте», контроль горизонтальности системы, перенос опирания домкратных рам на выносные временные опоры и другие способы повышают надежность опалубки и расширяют ее технологические возможности.

Существуют системы скользящей опалубки, где домкратные стержни вынесены за пределы бетонируемой стены. При этом облегчается извлечение домкратных стержней, упрощается установка арматурных каркасов, но дополнительно возникает проблема обеспечения устойчивости домкратных стержней. Одним из конструктивных решений, повышающих технологичность возведения цилиндрических емкостей, является использование увеличенного шага домкратных рам и специализированных средств механизации распределения бетонной смеси.

В ЦНИИОМТП разработана технология возведения предварительно напряженных монолитных стен цилиндрических силосов большого диаметра из высокопластичных смесей, подаваемых бетононасосами; литую бетонную смесь транспортируют в автобетоносмесителях, а для сохранения заданной подвижности продолжительность ее подачи в опалубку ограничивается 20-30 мин. Сначала в неподвижную опалубку укладывают два-три слоя литой смеси на половину ее высоты. Каждый последующий слой укладывают в опалубку, не допуская схватывания предыдущего. Подачу смеси производят равномерными слоями по периметру конструкции с помощью распределительной стрелы манипулятора СБ-136 с радиусом действия до 18 м.

В зависимости от температурно-влажностных условий и интенсивности набора прочности бетона назначают режим движения опалубки и скорость подачи бетонной смеси. Автономная распределительная стрела монтируется на опорном устройстве, располагаемом в центре силоса. К корпусу опоры монтируются звенья бетонопровода. Бетонирование производят ярусами высотой около 10 м. После выполнения работ на каждом ярусе наращивают опорное устройство и устанавливают дополнительные звенья бетонопровода, после чего возводят следующий ярус. Арматурные каркасы и другие необходимые материалы подают башенным краном.

В процессе выполнения работ осуществляется пооперационный контроль качества опалубочных работ, проверяется положение арматурных каркасов и закладных деталей с помощью геодезических средств. Однородность и прочность бетона проверяется ультразвуковыми приборами, а наличие пор и трещин — визуально. Разработанная технология позволяет, например, при общем объеме бетонных работ 630 м3 достичь выработки на одного рабочего в смену 7,1 м3 при трудовых затратах 1,27 чел.-ч на 1 м3 бетона.

Возведение жилых зданий в скользящей опалубке -комплексный процесс, который включает в себя армирование конструкции, наращивание домкратных стержней, установку закладных деталей, оконных и дверных блоков или вкладышей, устройство специальных ниш, уход за бетоном и др. Перечисленные работы должны быть увязаны во времени. Так, армирование стен не должно ни опережать укладку бетона, ни отставать от нее. Домкратные стержни следует наращивать по мере подъема опалубки. Вкладыши для образования проемов устанавливаются до монтажа арматурных каркасов.

Каждый вид работ выполняет специализированное звено, а весь процесс — комплексная бригада. При этом соблюдается строгая технологическая последовательность ведения работ. Так как ведущими являются укладка и уплотнение бетонной смеси, то принятой скорости бетонирования подчиняются все остальные процессы.

Для поточного ведения работ здание разбивают на захватки. На каждой из них ведется определенный технологический процесс. По мере выполнения работ звено рабочих переходит с захватки на захватку, предоставляя другому звену фронт работ. Особое внимание уделяется состоянию средств механизации, так как выход из строя одного из механизмов приводит к нарушению ритма всего потока.

При возведении стен в скользящей опалубке перед бетонированием готовится запас необходимых материалов (заготовки арматуры, закладные детали, утеплитель, домкратные стержни и т. п.), средства механизации для транспортирования материалов и полуфабрикатов, обеспечивается надежное электроснабжение объекта, проверяются сварочное оборудование, средства для горизонтального перемещения бетона, заготавливаются арматура и закладные детали. Возведение жилых зданий в скользящей опалубке выполняется, как правило, с использованием башенных кранов. Для зданий повышенной этажности используются приставные краны КБ-473, КБ-474, КБ-573, а высотой 9-16 этажей — краны на рельсовом ходу КБР-1 и 2, КБ-308А, КБ-405.1А, КБ-408.21, КБ-415УХЛ, КБ-515.

На строительной площадке прокладываются временные подъездные пути, оборудуются места для приема бетона из автобетоновозов в бункеры, площадки для складирования щитов опалубки, арматурных каркасов и стержней, а также проемообразователей. Принятое расположение кранов должно обеспечивать обслуживание вертикальным транспортом зоны, необходимой при выполнении всего комплекса работ. При подаче бетонной смеси бетононасосами предусматривается специальная площадка для приема бетона из расчета одновременного пребывания на ней не менее двух автобетоносмесителей.

Сначала бетонируют опорный ярус высотой 70-80 см. Бетон укладывают по периметру здания слоями толщиной 30-40 см с обязательным виброуплотнением. После набора бетоном прочности, равной 1,5-3 МПа, плавно поднимают опалубку со скоростью 20-30 см/ч и одновременно укладывают слой бетона толщиной 20-30 см. Скорость подъема опалубки назначается из условия набора прочности и твердения бетона. С учетом времени доставки и перегрузок бетонную смесь приготовляют на цементах с началом схватывания не менее 3 ч.

Бетон подают к месту укладки непосредственно в скользящую опалубку мото- и ручными тележками, откуда его загружают в пространство между щитами опалубки. Наиболее эффективным средством транспортирования являются бетононасосы в комплекте с распределительными стрелами.

Начальный период подъема опалубки наиболее ответственный. Требуется тщательно контролировать сохранение геометрических размеров опалубки, предотвращать оплыв бетона, деформацию и потерю устойчивости опалубки. Бетонную смесь равномерно укладывают по периметру опалубки. Каждый последующий слой укладывают до схватывания ранее уложенного.

При уплотнении бетона вибраторы не должны касаться частей опалубки, так как передача ей колебаний может вызвать разрушение ранее уложенных слоев, имеющих еще недостаточно высокую прочность. Наилучшие условия взаимодействия скользящей опалубки с уложенным бетоном создаются при прочности выходящего из-под щитов бетона в пределах 0,2-0,3 МПа. При меньшей прочности возможны деформации, а при большей — ухудшаются условия подъема, так как скольжение опалубки происходит не по пластичной смеси, а по затвердевшему бетону.

Организационно-технологическое совершенствование ведения работ связано с использованием карт движения скользящей опалубки, которые отражают технологические перерывы, правильную и своевременную установку проемообразователей, закладных деталей и арматурного заполнения, уход за бетоном и другие работы. Все это позволяет повысить технологическую дисциплину работ, гарантировать полноту и правильность установки всех элементов, добиться средней скорости возведения конструкции не менее 15 см/ч.

При назначении интенсивности бетонирования, а соответственно, и скорости подъема опалубки следует учитывать характер взаимодействия поверхности щитов опалубки с твердеющим на ранней стадии бетоном. При скольжении опалубки усилия подъема расходуются на преодоление сил трения и сцепления. Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод, что дефекты бетонирования в виде разрывов бетона в горизонтальной плоскости, изгибов домкратных стержней, а также образования микротрещин в структуре бетона всецело зависят от сцепления бетона с опалубкой.

Организационно-технологическую сложность представляет процесс возведения перекрытий. Междуэтажные перекрытия устраивают несколькими способами: из сборных железобетонных плит размером в комнату после возведения стен; монолитные, бетонируемые «снизу вверх» также после возведения стен; поэтажным способом, когда совмещают бетонирование стен и перекрытий; бетонированием «сверху вниз»; бетонированием в процессе возведения стен с отставанием на два-три этажа. Каждый из перечисленных способов имеет свои преимущества и недостатки.

При устройстве монолитного перекрытия «снизу вверх» используется щитовая инвентарная опалубка, которая опирается на инвентарные прогоны и стойки. Арматурные сетки перекрытий фиксируют с помощью сварки к армокаркасам через гнезда и штрабы, оставляемые в стенах. Бетонную смесь в перекрытия подают башенным краном и бадьей, а также закачивают бетононасосами с распределительными стрелами. К бетонированию последующего перекрытия приступают после полного завершения работ на предыдущем. Демонтаж опорных стоек и ригелей производят после приобретения бетоном распалубочной прочности с учетом нагрузок, действующих от вышележащего перекрытия.

При поэтажном способе бетонирование перекрытий совмещают с бетонированием стен. Для удобства ведения работ внутренние щиты опалубки выполняют короче наружных на толщину перекрытия. После завершения бетонирования стен на высоту этажа скользящую опалубку устанавливают строго на уровне перекрытия. Затем устанавливают опалубку междуэтажного перекрытия. Ее щиты опирают на прогоны, которые крепятся с помощью анкеров к стенам. Армокаркасы и бетонную смесь подают краном через монтажные отверстия в рабочем настиле скользящей опалубки. После завершения бетонирования перекрытий продолжают возведение следующего этажа.

Способ бетонирования перекрытий «сверху вниз» нашел распространение в Швеции, США и других странах как наиболее технологичный. Этот способ используется, когда стены возводят на всю высоту. Не демонтируя скользящую опалубку, на ее рабочем полу устанавливают специальные лебедки с гибкими тягами, на которых подвешивают инвентарную опалубку перекрытий, которая состоит из телескопических прогонов и щитов. После установки опалубки и армирования производят бетонирование с помощью бетононасосов. Когда бетон приобретает распалубочную прочность, производят демонтаж опалубки и перемещаютее вниз на отметку следующего перекрытия.

С целью механизации процесса отрыва щитов опалубки от бетона используются пневматические приспособления, которые укладываются в специальные гнезда до укладки бетона. После набора бетоном необходимой прочности с помощью компрессора подается избыточное давление и опалубка отделяется от бетона.

Применение литой бетонной смеси сокращает до минимума трудоемкость разравнивания, уплотнения и отделки горизонтальных поверхностей перекрытий. При отсутствии пластифицирующих добавок бетонная смесь подвижностью 4-8 см может подаваться с помощью пневмоустановок СО-126.

Технологическая и технико-экономическая эффективность возведения зданий в скользящей опалубке определяется средствами комплексной механизац^ процессов укладки, уплотнения, подачи бетонной смеси, методами тепловой обработки и способами поточного ведения работ.

Особенности конструкции и применения скользящей опалубки

Не всем известно, как именно создаются монолитные стены домов, цементные силосы, высокие бетонные трубы и многое другое. Чтобы возвести такую крепкую конструкцию, необходимо использовать систему скользящей опалубки.

Скользящая опалубка — это сложная система, которая работает при помощи гидравлического оборудования. Такой метод строительства незаменим для быстрого возведения бетонных монолитных конструкций.

Принцип использования скользящей опалубки

Данную конструкцию в наше время используют для возведения высоких монолитных сооружений, высотой более 25 м. Скользящая опалубка — подвижная система, которая позволяет бетонировать без перерыва. Из чего сооружают скользящие опалубки, какие детали входят в эту систему:

  • два щита одного размера, расположенные вертикально;
  • домкратные рамы, система подъема может быть электрической или гидравлической;
  • балки, расположенные с внутренней и наружной стороны;
  • навесные подмостки, использующиеся рабочими;
  • внутренний настил для хранения материала, местонахождения бетонщиков.

Вся система устанавливается к фундаменту сооружения. При его заливке заранее оставляют металлические стержни или выпуски, к которым впоследствии привариваются домкратные стержни.

Несмотря на то что данная система в строительстве бывает необходима, она обладает своими недостатками, поэтому использовать ее не всегда рационально. Особенности и недостатки скользящей опалубки:

  • нельзя допускать больших перерывов при бетонировании, только при использовании добавок, которые увеличивают срок твердения бетона;
  • доставка бетона должна производиться строго по графику;
  • установка арматуры — также непрерывный процесс;
  • подъем опалубки должен осуществляться строго вертикально;
  • отсутствие возможности создания больших проемов в стене;
  • высокая сложность создания арматурных каркасов;
  • необходима работа высококвалифицированных специалистов;
  • дорогостоящее исправление ошибок, допущенных при работе со скользящей опалубкой;
  • очень трудоемкая работа по заливке перекрытий;
  • повышение цен на работу в зимнее время года;
  • необходимо строгое выполнение всех технологических процессов.

У данной системы также есть свои достоинства, благодаря которым скользящая опалубка используется в строительстве достаточно часто:

  • высокий темп работы, один этаж здания можно возвести за трехсменный рабочий день, что невозможно путем других видов строительных работ;
  • возможность сооружения зданий с различными планировочными и оригинальными архитектурными решениями;
  • снижение общей стоимости строительства примерно на 10−20%;
  • возможность ускорять или замедлять время твердения бетона путем различных добавок;
  • при использовании сверхпластичного литого бетона не требуется дополнительного уплотнения смеси, что очень облегчает процесс бетонирования.

Многие недостатки данного вида строительства можно исключить путем использования дополнительных смесей или определенного вида бетона. К главному достоинству скользящей опалубки относится высокая скорость бетонирования и возведения здания. Оконные и дверные проемы устанавливаются во время бетонирования, для этого используют специальные деревянные или стальные элементы. Они подготавливаются заранее, закрепляются в ходе работы и позволяют сразу сделать отверстие в стене нужного размера.

Создание скользящей опалубки самостоятельно

Соорудить такую конструкцию можно и своими руками, чаще всего она бывает мелкощитовой, так как со вторым видом — крупнощитовой опалубкой — справиться своими усилиями не так просто. Чтобы самостоятельно соорудить такую конструкцию, понадобится:

  • два щита, равных по размеру, они могут быть плоскими или оригинальной формы. Второй вариант позволяет создавать здания с необычными элементами архитектуры. Самый лучший вариант материала — листовая сталь.
  • деревянные балки должны быть размещены с внутренней и наружной стороны щитов;
  • настилы для удобной работы также выполняются из древесины;
  • по верхнему периметру всей опалубки должны находиться домкратные рамы, они обычно выполняются из металла;
  • домкратные стержни могут заменить трубы, имеющие длину около 6 м, а диаметр 25−28 мм.

При использовании скользящей опалубки есть ряд работ, которые выполняются обязательно:

  • хорошее усиление дверных и оконных проемов;
  • своевременный монтаж закладных элементов;
  • непрерывная заливка бетона;
  • армирование конструкции по всем правилам;
  • необходимость наращивания домкратных стержней в зависимости от высоты конструкции.
Читать еще:  Пароизоляционная пленка для ламината

Как осуществляет работу скользящая опалубка

Несущая способность домкратных стержней должна быть значительно больше всех нагрузок, так как именно на них приходится основной упор всей конструкции. Они крепятся к фундаменту сооружения путем сварки с заготовками. Металлические домкратные рамы приводятся в действие деревянными балками. Первые воздействуют на стержни домкрата, к ним же крепятся гидравлические или электрические домкраты, которые приводят в действие всю систему. На верхнем ряду балок делается настил для рабочих и инструментов.

Первый слой бетона заливается высотой в 70−80 см, все последующие — не более 30 см. Нельзя допускать полное схватывание бетонной смеси, параллельно необходимо уплотнять ее с помощью вибратора и осуществлять армирование. Кроме всего этого, необходимо строго соблюдать определенные правила, которые позволят создать крепкое здание без дополнительных работ и дорогостоящего исправления ошибок:

  • опалубка должна двигаться только строго вертикально;
  • бетонирование производится исключительно из раствора высокого качества;
  • непрерывность работ по заливке и армированию, лучше всего осуществлять бетонирование по периметру всей конструкции одновременно;
  • толщина стен конструкции должна быть в пределах 12−26 см.

Выполнить всю эту работу самостоятельно невозможно, но создание скользящей опалубки своими руками позволит значительно сэкономить средства на строительство здания.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКЕ

Применение скользящей опалубки (рис. 2.8) осо­бенно эффективно при строительстве высотных зда­ний и сооружений с минимальным количеством окон­ных и дверных проемов, конструктивных швов и зак­ладных элементов.

Рис. 2.9. Виадук автострады №20 между Орлеаном и Тулузой. Франция.

Опоры высотой до 35 м выполнены в железобетоне. К опалубке были предъявлены следующие требования: обеспечение трехкратного изменения сечения по высоте опоры; обеспечение перехода от гладкой поверхности бетона к структурированной; минимальное количество консолей лесов и обеспечение точности их подвески.

Здание высотой 134 м — стальной каркас с двумя желе­зобетонными ядрами, возведение которых опережало монтаж стальных конструкций.

Применение системы PERI ACG. Для каждого ядра при­менялись две внутренние и десять наружных единиц.

Монолитное домостроение в скользящей опалуб­ке обладает известной технологической гибкостью (рис. 2.9). С помощью одного комплекта опалубки пу­тем ее переналадки можно возводить дома с различ­ными планировочными решениями и разной этажнос­ти, придавая им архитектурную выразительность и ори­гинальность.

Возведение монолитных зданий и сооружений по­зволяет снижать общие приведенные затраты на 13- 25% по сравнению с полносборным строительством. Вместе с тем, возведение зданий и сооружений в скользящей опалубке требует высококвалифициро­ванной рабочей силы и четкой организации работ. Скользящая опалубка выгодна при возведении одиноч­ных зданий высотой не менее 25 м, так как затраты на монтаж и демонтаж с учетом стоимости опалубки не превышают эффекта от интенсивного ведения работ (рис. 2.10).

Сдерживающими факторами развития и широкого распространения скользящей опалубки являются: рез­кое удорожание производства работ в зимнее время; потребность в большом количестве рабочих высокой квалификации, в том числе для обслуживания систем скользящей опалубки; резкое снижение эффективно­сти технологического процесса бетонирования при различных организационных неполадках и перерывах; большие затраты на ликвидацию всякого рода дефек­тов бетонирования и на доводку.

hspace=0 vspace=0 align=left>

Рис.

Опоры моста имеют вид перевернутой буквы «Y». На высоте 42 м ножки опоры соединяются ригелем, который держит проезжую часть. На высоте 110 м ножки соединяются и продолжается прямой ствол высотой 73,5 м. Использована сис­тема PERI ACS. Наружная опалубка сама поднималась на лесах ACS с помощью платформы, а внутреннюю переставляли

Часть причин, сдерживающих широкое использо­вание скользящей опалубки, может быть устранена технологическими приемами. Так, бетонирование можно производить не круглосуточно, а с перерыва­ми, используя специальные добавки к бетонным сме­сям. Например, замедлители твердения позволяют продлить период схватывания до 18 ч. При бетониро­вании в районах с холодным климатом широко исполь­зуются ускорители твердения, а также тепловая обра­ботка бетона (инфракрасная обработка, электропрог­рев и т. п.), которые не снижают темпа бетонирования.

Совершенствование технических решений, в част­ности, автоматизация работы гидродомкратов в режи­ме «шаг на месте», контроль горизонтальности систе­мы, перенос опирания домкратных рам на выносные временные опоры и другие способы повышают надеж­ность опалубки и расширяют ее технологические воз­можности.

Существуют системы скользящей опалубки, где домкратные стержни вынесены за пределы бетониру­емой стены. При этом облегчается извлечение домк­ратных стержней, упрощается установка арматурных каркасов, но дополнительно возникает проблема обес­печения устойчивости домкратных стержней. Одним из конструктивных решений, повышающих технологич­ность возведения цилиндрических емкостей, являет­ся использование увеличенного шага домкратных рам и специализированных средств механизации распре­деления бетонной смеси.

В ЦНИИОМТП разработана технология возведения предварительно напряженных монолитных стен цилин­дрических силосов большого диаметра из высокопла­стичных смесей, подаваемых бетононасосами; литую бетонную смесь транспортируют в автобетоносмеси­телях, а для сохранения заданной подвижности про­должительность ее подачи в опалубку ограничивается 20-30 мин.

В зависимости от температурно-влажностных ус­ловий и интенсивности набора прочности бетона на­значают режим движения опалубки и скорость подачи бетонной смеси. Автономная распределительная стре­ла монтируется на опорном устройстве, располагае­мом в центре силоса. К корпусу опоры монтируются звенья бетонопровода. Бетонирование производят ярусами высотой около 10 м. После выполнения работ на каждом ярусе наращивают опорное устройство и устанавливают дополнительные звенья бетонопрово­да, после чего возводят следующий ярус. Арматурные каркасы и другие необходимые материалы подают ба­шенным краном.

В процессе выполнения работ осуществляется по­операционный контроль качества опалубочных работ, проверяется положение арматурных каркасов и зак­ладных деталей с помощью геодезических средств. Однородность и прочность бетона проверяется ульт­развуковыми приборами, а наличие пор и трещин -визуально. Разработанная технология позволяет, на­пример, при общем объеме бетонных работ 630 м3 достичь выработки на одного рабочего в смену 7,1 м3 при трудовых затратах 1,27 чел.-ч на 1 м3 бетона.

Возведение жилых зданий в скользящей опалубке — комплексный процесс, который включает в себя арми­рование конструкции, наращивание домкратных стер­жней, установку закладных деталей, оконных и двер­ных блоков или вкладышей, устройство специальных ниш, уход за бетоном и др. Перечисленные работы должны быть увязаны во времени. Так, армирование стен не должно ни опережать укладку бетона, ни от­ставать от нее. Домкратные стержни следует наращи­вать по мере подъема опалубки. Вкладыши для обра­зования проемов устанавливаются до монтажа арма­турных каркасов.

Каждый вид работ выполняет специализированное звено, а весь процесс — комплексная бригада. При этом соблюдается строгая технологическая последователь­ность ведения работ.

Для поточного ведения работ здание разбивают на захватки. На каждой из них ведется определенный тех­нологический процесс. По мере выполнения работ зве­но рабочих переходит с захватки на захватку, предос­тавляя другому звену фронт работ. Особое внимание уделяется состоянию средств механизации, так как выход из строя одного из механизмов приводит к на­рушению ритма всего потока.

При возведении стен в скользящей опалубке перед бетонированием готовится запас необходимых мате­риалов (заготовки арматуры, закладные детали, утеп­литель, домкратные стержни и т. п.), средства механи­зации для транспортирования материалов и полуфаб­рикатов, обеспечивается надежное электроснабжение объекта, проверяются сварочное оборудование, сред­ства для горизонтального перемещения бетона, заго­тавливаются арматура и закладные детали. Возведе­ние жилых зданий в скользящей опалубке выполняет­ся. как правило, с использованием башенных кранов. Для зданий повышенной этажности используются при­ставные краны КБ-473, КБ-474, КБ-573, а высотой 9- 16 этажей — краны на рельсовом ходу КБР-1 и 2, КБ- 308А, КБ-405.1А, КБ-408.21, КБ-415УХЛ, КБ-515.

На строительной площадке прокладываются вре­менные подъездные пути, оборудуются места для при­ема бетона из автобетоновозов в бункеры, площадки для складирования щитов опалубки, арматурных кар­касов и стержней, а также проемообразователей. При­нятое расположение кранов должно обеспечивать об­служивание вертикальным транспортом зоны, необхо­димой при выполнении всего комплекса работ. При подаче бетонной смеси бетононасосами предусмат­ривается специальная площадка для приема бетона из расчета одновременного пребывания на ней не менее двух автобетоносмесителей.

Сначала бетонируют опорный ярус высотой 70- 80 см. Бетон укладывают по периметру здания слоями толщиной 30-40 см с обязательным виброуплотнени­ем. После набора бетоном прочности, равной 1,5- 3 МПа, плавно поднимают опалубку со скоростью 20- 30 см/ч и одновременно укладывают слой бетона тол­щиной 20-30 см.

Бетон подают к месту укладки непосредственно в скользящую опалубку мото- и ручными тележками, от­куда его загружают в пространство между щитами опа­лубки. Наиболее эффективным средством транспор­тирования являются бетононасосы в комплекте с рас­пределительными стрелами.

Начальный период подъема опалубки наиболее ответственный. Требуется тщательно контролиро­вать сохранение геометрических размеров опалуб­ки, предотвращать оплыв бетона, деформацию и потерю устойчивости опалубки. Бетонную смесь рав­номерно укладывают по периметру опалубки. Каж­дый последующий слой укладывают до схватывания ранее уложенного.

При уплотнении бетона вибраторы не должны ка­саться частей опалубки, так как передача ей колеба­ний может вызвать разрушение ранее уложенных сло­ев, имеющих еще недостаточно высокую прочность. Наилучшие условия взаимодействия скользящей опа­лубки с уложенным бетоном создаются при прочности выходящего из-под щитов бетона в пределах 0,2- 0,3 МПа. При меньшей прочности возможны деформа­ции, а при большей — ухудшаются условия подъема, так как скольжение опалубки происходит не по пластич­ной смеси, а по затвердевшему бетону.

Организационно-технологическое совершенство­вание ведения работ связано с использованием карт движения скользящей опалубки, которые отражают технологические перерывы, правильную и своевре­менную установку проемообразователей, закладных деталей и арматурного заполнения, уход за бетоном и другие работы. Все это позволяет повысить техноло­гическую дисциплину работ, гарантировать полноту и правильность установки всех элементов, добиться средней скорости возведения конструкции не менее 15 см/ч.

При назначении интенсивности бетонирования, а соответственно, и скорости подъема опалубки следует учитывать характер взаимодействия поверхности щи­тов опалубки с твердеющим на ранней стадии бетоном. При скольжении опалубки усилия подъема расходуют­ся на преодоление сил трения и сцепления. Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод, что дефек­ты бетонирования в виде разрывов бетона в горизон­тальной плоскости, изгибов домкратных стержней, а также образования микротрещин в структуре бетона всецело зависят от сцепления бетона с опалубкой.

Организационно-технологическую сложность представляет процесс возведения перекрытий. Меж­дуэтажные перекрытия устраивают несколькими спо- 5. Бетонысобами: из сборных железобетонных плит размером в комнату после возведения стен; монолитные, бетони­руемые «снизу вверх» также после возведения стен; поэтажным способом, когда совмещают бетонирова­ние стен и перекрытий; бетонированием «сверху вниз»; бетонированием в процессе возведения стен с отста­ванием на два-три этажа. Каждый из перечисленных способов имеет свои преимущества и недостатки.

При устройстве монолитного перекрытия «снизу вверх» используется щитовая инвентарная опалубка, которая опирается на инвентарные прогоны и стойки. Арматурные сетки перекрытий фиксируют с помощью сварки к армокаркасам через гнезда и штрабы, остав­ляемые в стенах. Бетонную смесь в перекрытия пода­ют башенным краном и бадьей, а также закачивают бетононасосами с распределительными стрелами. К бетонированию последующего перекрытия приступа­ют после полного завершения работ на предыдущем. Демонтаж опорных стоек и ригелей производят после приобретения бетоном распалубочной прочности с учетом нагрузок, действующих от вышележащего пе­рекрытия.

При поэтажном способе бетонирование перекры­тий совмещают с бетонированием стен. Для удобства ведения работ внутренние щиты опалубки выполняют короче наружных на толщину перекрытия. После завер­шения бетонирования стен на высоту этажа скользя­щую опалубку устанавливают строго на уровне пере­крытия. Затем устанавливают опалубку междуэтажно­го перекрытия. Ее щиты опирают на прогоны, которые крепятся с помощью анкеров к стенам. Армокаркасы и бетонную смесь подают краном через монтажные от­верстия в рабочем настиле скользящей опалубки. Пос­ле завершения бетонирования перекрытий продолжа­ют возведение следующего этажа.

Способ бетонирования перекрытий «сверху вниз» нашел распространение в Швеции, США и других стра­нах как наиболее технологичный. Этот способ исполь­зуется, когда стены возводят на всю высоту. Не демон­тируя скользящую опалубку, на ее рабочем полу уста­навливают специальные лебедки с гибкими тягами, на которых подвешивают инвентарную опалубку перекры­тий, которая состоит из телескопических прогонов и щитов. После установки опалубки и армирования про­изводят бетонирование с помощью бетононасосов. Когда бетон приобретает распалубочную прочность, производят демонтаж опалубки и перемещают ее вниз на отметку следующего перекрытия.

С целью механизации процесса отрыва щитов опалубки от бетона используются пневматические приспособления, которые укладываются в специаль­ные гнезда до укладки бетона. После набора бето­ном необходимой прочности с помощью компрессо­ра подается избыточное давление и опалубка отде­ляется от бетона.

Применение литой бетонной смеси сокращает до минимума трудоемкость разравнивания, уплотнения и отделки горизонтальных поверхностей перекрытий. При отсутствии пластифицирующих добавок бетонная смесь подвижностью 4-8 см может подаваться с помо щью пневмоустановок СО-126.

Технологическая и технико-экономическая эффек­тивность возведения зданий в скользящей опалубке определяется средствами комплексной механизации процессов укладки, уплотнения, подачи бетонной сме­си, методами тепловой обработки и способами поточ­ного ведения работ.

Что такое скользящая опалубка: устройство, характеристики и виды

Можно ли построить 16-24-этажный дом за минимальное количество времени без потерь качества (безопасности) постройки? Благодаря развитию монолитной технологии строительства, можно. Для этого нужна скользящая опалубка: что это такое, где используется, как она устраивается — вот вопросы, на которые специалисты нашей компании помогут вам найти ответы.

Такая временная форма для придания жидкому бетону определенной формы и габаритов поднимается в ходе возведения монолита без прекращения процесса бетонирования. За счет этого ее эффективно использовать именно при возведении сооружений из железобетона и бетона:

  • высотой свыше 10 этажей;
  • с монолитными (цельнозаливными) вертикальными стенами;
  • различной конфигурации (скользящую опалубку применяют в строительстве дымовых труб, резервуаров, башен, градирен и пр.);
  • со стенами с минимальным числом проемов (двери, окна) и пр.;
  • с вертикальными стенами постоянного сечения по всей высоте;
  • с вертикальными стенами переменного сечения по высоте.

Если используется скользящая опалубка, то сроки строительства сокращаются до 5-8 раз, существенно возрастают темпы работ и снижаются трудозатраты. А это благоприятно сказывается на общей стоимости работ. Наша компания предлагает формирующие бетон подвижные конструкции ведущих производителей России и Европы: Гелиос, Peri, DoKa, Geotub, MonotechMonotube, Техноком-БМ и другие. У нас доступные цены и мгновенная поставка опалубочного оборудования на стройплощадку. Разобравшись, в каком строительстве применяют скользящую опалубку, выясним принцип работы с ней, рассмотрим ее составляющие элементы и устройство.

Основные элементы скользящей опалубки

  • пара одинаковых по физико-техническим и геометрическим данным щитов. Могут изготавливаться из ламинированной (устойчивой к влаге) фанеры, листов стали или алюминия;
  • домкратные стержни. Используются гидравлические, ручные и электрические варианты домкратов, которые упираются в раму и служат для «скольжения»;
  • опорные балки. Согласно чертежам скользящей опалубки они размещаются по периметру снаружи и внутри конструкции, принимают (распределен равномерно) вес конструкции;
  • рамы из высокопрочного металла;
  • внутренний настил;
  • подвесные подмостки;
  • замковые системы различного типа из стали или чугуна.

Сборка перечисленных элементов формирует временную конструкцию для бетонирования вертикально стоящих монолитов толщиной 12-25 см, а горизонтально скользящая опалубка для заливки межэтажных пролетов будет включать дополнительные опорные элементы. Применение этого вида формирующих бетон систем выгодно при возведении цельнолитых частей здания. Необходимость прокладывать коммуникации и организовывать проемы вызывают трудности, поскольку эти объекты нарушают монолитность ЖБ конструкции, значит, ее эксплуатационные (требования ГОСТ и СНиП должны быть строго соблюдены) качества.

Читать еще:  Для чего нужна пароизоляция кровли?

Разновидности скользящей опалубки

В современном строительстве применяется скользящая опалубка, состоящая из:

  • небольших щитов, или мелкощитовая;
  • крупных щитов, или крупнощитовая.

Оба вида временных конструкций эффективно применяются в высотном и малоэтажном строительстве. Если выполняется возведение зданий в скользящей опалубке из мелких щитов, то для их перемещения спецтехника не потребуется. Поэтому этот вид системы в 87% случаев выбирается для самостоятельного строительства частных домов. Крупнощитовая скользящая опалубка потребует не только применения спецтехники для перемещения щитов, то и специальных машин для распределения при заливке и утрамбовки бетонной смеси в конструкции. Обе разновидности передвижной системы могут собираться из щитов как прямых (обычные стены), так и вогнутых (башни, трубы и т.д.). также стоит учитывать, что возведение зданий в крупнощитовой опалубке существенно сокращает трудоемкость и трудозатраты строительного процесса. Ее легче демонтировать, чем мелкощитовую систему, которую считают универсальной.

Технология использования перемещаемой опалубки

При монолитном строительстве к бетону предъявляются повышенные требования качества. Поскольку подвижная опалубка предполагает непрерывное заливание раствора, то главная задача — обеспечить равномерное застывание смеси в нижних слоях. При этом стоит помнить, что верхние слои должны оставаться жидкими. Поэтому технология заливки будет следующей — следующий слой бетонного раствора заливается и утрамбовывается до момента, когда нижний слой схватится. При монолитном строительстве посредством подвижной системы придерживаются ряда правил:

  • следующий слой должен быть по высоте идентичен предыдущему;
  • каждый слой подлежит утрамбовке;
  • бетонирование в скользящей опалубке выполняется постепенно. Заливаются слои высотой не менее 10 см, но не более 20 см, иначе технологичный процесс не будет выдержан;
  • слои складываются в ярусы величиной 60-80 см в каждом по 4-8 слоев;
  • амплитуда перемещения опалубочной системы должна быть равномерной, иначе ее прихватывания к жидкому бетону не избежать.

Если возводится высотное здание, можно использовать прерывное заполнение бетоном скользящей опалубки — технология в этом случае предусматривает применение специальных добавок в раствор, которые замедляют застывание.

Устройство и монтаж подвижной опалубки своими руками

Мелкощитовую конструкцию для частного домостроения можно изготовить самостоятельно. Рассмотрим, как сделать скользящую опалубку для возведения на участке дома с монолитными стенами. Можно использовать:

  • металлические листы или влагоустойчивую фанеру. Пиломатериалы лучше не применять. Доски дадут на поверхности монолита дефекты, которые потом нужно будет устранять;
  • деревянные бруски для упора щитов. Можно применять профильные трубы;
  • металлическая арматура. Применяется для стяжки противоположных щитов. Грамотное устройство скользящей опалубки требует размещения стержней в два ряда с отступом от краев щитов не менее чем на 50 мм. Расстояние между — 250-300 мм;
  • саморезы для скручивания щитов друг с другом;
  • металлические уголки;
  • подпорки.

Если при возведении конструкции применяется подвижная опалубка, здание получается теплое и очень прочное. Секрет повышенных энергосберегающих и прочностных характеристик монолитных сооружений в отсутствии строительных швов, которые являются слабыми местами и мостиками холода. Наша компания может предложить вам большой выбор временных систем, а также помощь в их сборке и установке, демонтаже. У нас работают высококвалифицированные и опытные специалисты.

56-59. МОНТАЖ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

7.1. Монтаж сборных железобетонных конструкций башенных градирен следует производить в соответствии с требованиями главы III части СНиП по сборным бетонным и железобетонным конструкциям и настоящей Инструкции.

7.2. Материалы, применяемые при изготовлении сборных железобетонных конструкций градирен, должны удовлетворять требованиям, изложенным в разд. 6 настоящей Инструкции.

Водоцементное отношение бетонной смеси для изготовления сборных железобетонных элементов градирен должно быть не более 0,4; подвижность бетонной смеси по осадке конуса должна быть не более 1-3 см.

Режим тепловой обработки сборных железобетонных конструкций градирен приведен в прил. 4.

7.3. Для монтажа сборных железобетонных конструкций градирни должно применяться специальное монтажное оборудование (кондукторы, опорные конструкции, сборочные подмости и т.п.), обеспечивающие требуемую точность монтажа, пространственную неизменяемость конструкций в процессе их сборки, твердения монолитных участков фундаментов и стыков, а также устойчивость смонтированной части сооружения в целом. До начала монтажа должны быть выполнены работы по наладке и приемке указанного оборудования.

7.4. До начала монтажа сборных железобетонных конструкций необходимо на днище водосборного бассейна градирни нанести знаки для выверки монтируемых конструкций при установке их в проектное положение. Знаки должны быть приняты по акту с приложением к нему исполнительной схемы.

7.5. При приемке сборных железобетонных конструкций, поступающих на строительную площадку, следует проверять:

колонны, наклонной колоннады и ригели нижнего опорного кольца — поштучно;

фундаменты, колонны, ригели и балки каркаса водоохладительного устройства — в выборочном порядке, в соответствии с требованиями стандарта или технических условий.

7.6. Отклонения при монтаже сборных железобетонных элементов градирен не должны превышать, мм :

смещение осей фундаментов и подколонников наклонной колоннады или опорных элементов под колонны (опорные цоколи, монтажные опоры и т.п.), а также стаканов фундаментов под колонны каркаса водоохладительного устройства относительно разбивочных осей ……10 отклонение отметок верхних опорных поверхностей элементов фундаментов под колонны наклонной колоннады и каркаса водоохладительного устройства от проектных ……………………………………………………………………………………. 20

смещение осей колонн наклонной колоннады и каркаса водоохладительного устройства в нижнем сечении относительно разбивочных осей ……………………………………………… 5

смещение осей колонн в верхнем сечении относительно разбивочных осей:

каркаса водоохладительного устройства ……………………………………………………. 15

смещение осей ригелей нижнего опорного кольца, а также ригелей балок каркаса водоохладительного устройства относительно геометрических осей опорных конструкций . 5

отклонение внутренних размеров стаканов фундаментов под колонны каркаса водоохладительного устройства от принятых …………………………………………………. 20

разность отметок верха смежных колонн или их опорных площадок каркаса водоохладительного устройства, а также верха сменных пар колонн наклонной колоннады 10

7.7. Монтаж ригелей нижнего опорного кольца на каркасе водоохладительного устройства градирни допускается после замоноличивания нижней части колонн наклонной колоннады и каркаса водоохладительного устройства и достижения бетоном замоноличенных участков не менее 70 % проектной прочности.

7.8. Перед монтажом каркаса водоохладительного устройства градирни должны быть проверены высотные отметки днища водосборного бассейна в каждом месте установки стаканов фундаментов под колонны.

7.9. Монтаж второго яруса каркаса водоохладительного устройства градирни допускается выполнять только после окончательного закрепления всех элементов нижнего яруса и достижения бетоном замоноличенных участков не менее 70 % проектной прочности.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБ И ГРАДИРЕН

2.1. Специальные устройства (см. пп . 2.7-2.10) для возведения промышленных труб и башенных гиперболических градирен должны быть изготовлены в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и технических условий. Электрическое оборудование специальных устройств должно отвечать Правилам устройства электроустановок, утвержденным Госэнергонадзором Минэнерго СССР.

2.2. Монтаж, эксплуатация и демонтаж специальных устройств должны осуществляться в соответствии с требованиями Строительных норм и правил, проекта производства работ и настоящей Инструкции. Эксплуатация электрооборудования специальных устройств должна осуществляться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Госэнергонадзором Минэнерго СССР.

2.3. Специальные устройства для возведения труб и градирен, предназначенные для работы в районах Крайнего Севера, а также в запыленной, взрывоопасной или химически активной средах и других условиях, отличающихся от нормальных, должны осуществляться по проекту, выполненному по специальным техническим условиям.

2.4. Железобетонные стволы труб с кирпичной футеровкой на консолях с параметрами, приведенными в табл. 1, возводятся, как правило, в подъемно-переставной опалубке.

Строительства домов с помощью скользящей опалубки

Технология строительства домов с помощью скользящей опалубки применима для возведения монолитных сооружений, которые имеют компактный периметр и отличаются отсутствием стыков. Бетонирование стен осуществляется посредством домкратов. Характерной особенностью является возможность создавать многоэтажные комплексы (высотой более 25 метров) различных архитектурных решений. По сравнению с другими видами эта методика снижает общие затраты на 25 %. В монолитных зданиях используют съемные и стационарные формы.

Специфика заключается в том, что опалубка не отстает от бетона, а скользит по вертикали. В ходе работ устанавливают наружные и внутренние щиты, имеющие одинаковую высоту 1,2 м и расширенные к низу, для предотвращения срывов и зацепок раствора и уменьшения силы трения. Расположенные на расстоянии 2 метров (по периметру) домкратные балки обеспечивают стабильность сооружения. Рама является несущей основой для подмостей и рабочей площадки с оборудованием. В нижней части стержни приварены к арматурным элементам фундамента. Наращивание высоты производят посредством резьбовых соединений. Домкраты, которые поднимают все детали подвижной опалубочной системы по штифтам, устанавливают на рамах.

Особенности применения опалубки

При изготовлении используют древесину для балок и настилов и металл для остальных элементов. При большом объеме работ внутреннюю поверхность щитов обшивают фанерой или сталью. Строительство связано с некоторыми нюансами:

1. Грузоподъемность домкратов составляет 5-10 тонн при массе 15-20 кг.

2. В ходе процесса важно соблюдать требования к смеси из бетона, которые влияют на специфику заливки. Применяемые компоненты должны обеспечивать схватывание от 3 часов. Для регулировки добавляют ускорители и пластификаторы (поташ, калия карбонат, нитрат кальция, кристаллогидрат, Лигнопан). Во время застывания необходимо контролировать скорость набора прочности.

3. Послойная выкладка раствора зависит от давления на щиты. Необходимо равномерно распределять смесь, не допуская образования швов. Но если увеличить скорость подъема, высота слоя может быть недостаточной, что скажется на прочности сформированных стен, поэтому для гарантированной крепости бетона используют средства тепловой обработки. Опалубку и навесные подмостки укрывают брезентом и устанавливают специальное оборудование для прогрева. Эта технология подходит для регионов с холодным климатом.

4. В некоторых случаях в строительстве методом скользящей опалубки выбирают другой вариант, подразумевающий применение противоморозных добавок (поташ или нитрат натрия). Недостаток способа заключается в том, что свойства примесей мешают беспрерывной подаче раствора, это ведет к образованию перепадов толщины и подтеков.

5. В начале работы бетон заливают на высоту 80-100 см по всему периметру сооружения, далее добавляют еще 30 см смеси. Уплотнение производят с помощью строительного вибратора. Укладка каждого последующего слоя происходит до того, как схватится предыдущий.

При строительстве зданий используется несколько видов домкратов.

  • Ручные устройства не могут обеспечить высокую скорость, стержни остаются в конструкции после застывания. При расчетах эти элементы включают в вес общей арматуры.
  • Гидравлическое и электрическое оборудование подразумевает присоединение трубки, образующей отвод в бетоне. В этом канале находится стержень, который вынимается по окончании работ. Подъем опалубки осуществляется несколькими одновременно действующими домкратами. Управление происходит с пульта насосно-распределительной станции. Устройство такого механизма включает зажимные элементы (конусообразная обойма и шесть вкладышей клиновидного типа) и рабочий цилиндр. Оборудование приходит в движение за счет жидкости, которая заполняет верхнюю часть домкрата и поднимает рамы с опалубкой. За один подход конструкция растет вверх на 50 мм.

Повысить эффективность методики позволяет применение новых технологий строительства. Усовершенствованный домкрат предотвращает прилипание смеси и не допускает перекоса, выравнивая положение опалубки по горизонтали. Отрывные щиты, оснащенные электромеханическими подъемниками, обеспечивают постоянное движение, благодаря циклическому способу работ. После достижения высоты в 800 метров элементы демонтируют и фиксируют на новом уровне. Эта повышает качество поверхности без дефектов, которые обычно появляются в результате остановок системы.

Использование в индивидуальном строительстве

Строительство частного дома по скользящей опалубке представляет собой комплексный процесс. Армирование идет одновременно с заливкой бетона, стержни увеличивают по мере подъема, блоки для оконных и дверных проемов устанавливают до обустройства каркасов. От укладки и уплотнения раствора зависит проведение остальных работ. При небольших задачах строительства, приобретение всего комплекса является дорогим и нецелесообразным, поэтому многие специалисты предпочитают изготовить его самостоятельно. Единственный минус такого способа в том, что форма используется только один раз.

1. Щиты и брусья делают из дерева и скрепляют их гвоздями, размещенными шляпками внутрь. Домкратные рамы и стержни устанавливают при помощи электросварки, согласно расчетам, которые зависят от сложности и нагрузок. Специальные распорки из металла создают нужную жесткость и обеспечивают защиту от деформации при заливке бетона. На разных уровнях размещают резьбовые соединения. Несъемная опалубка будет эффективна и после эксплуатации, если в ее конструкцию добавить теплоизоляцию.

2. При строительстве стен монтаж начинают от запланированного дверного проема или угла частного дома. Горизонталь и вертикаль установки проверяют уровнем.

3. Производят заливку раствора и уплотнение при помощи вибратора или штыковой лопаты.

4. Перенос конструкции осуществляют после окончательного отвердевания смеси. Для этого выкручивают стяжку и снимают торец, далее опалубку перемещают до момента совпадения отверстий в стенке. Прикрепляют край оборудования к бетонному блоку и начинают процесс на следующем ярусе.

5. Чтобы облегчить отсоединение от застывшего раствора, внутреннюю поверхность формы тщательно очищают и смазывают соляровым маслом или более современными составами (Петрамин 7-05, Ангрол, Эмульсол, Tiralux-1721).

Эффективность строительства многоэтажных зданий и частных домов с применением скользящей опалубки обусловлена механизацией процесса укладки и уплотнения бетона, скоростной подачи смеси с тепловой или беспрогревной обработкой, в зависимости от особенностей местности. Технология обеспечивает высокую сейсмоустойчивость и прочность сооружений различной архитектурной сложности.

Возведение зданий в скользящей опалубке

Бетонирование в скользящей опалубке — специфический технологический процесс, предусматривающий непрерывность формования вертикальных железобетонных элементов зданий и сооружений при механизированном подъеме собственно опалубки и сопряженной с ней оснастки. Технология скользящей опалубки была разработана для сооружений с постоянным сечением по высоте и неизменной толщиной стен, однако она применяется также для конических (дымовые трубы), гиперболических (градирни) и других сооружений переменного профиля.

Достоинствами скользящей опалубки являются возможность достижения высокого темпа производства работ, повышенная монолитность сооружений из-за сокращения количества, а иногда и ликвидации рабочих швов, снижение стоимости и трудоемкости работ благодаря исключению процессов монтажа и демонтажа обычной опалубки.

Внутренние и наружные щиты опалубки прикреплены к стойкам охватывающих домкратных рам, воспринимающих распор укладываемой бетонной смеси. Подъем опалубки осуществляется одновременно всем контуром с помощью домкратов, закрепляемых к ригелям домкратных рам. Вся система перемещается по заранее смонтированным внутри бетонируемой стены стержням, на которые опираются домкраты.

1 — наружные подмости с рабочим настилом, 2 — гидродомкрат с регулятором горизонтальности, 3 — домкратная рама, 4 — обвязочный брус, 5 — шиты опалубки, б — домкратный стержень, 7 — подвески, 8, 9 — подвесные подмости, 10 — кружальные доски

Скользящая опалубка включает рабочий пол на уровне верха щитов, предназначенный для обслуживания домкратов, приема и укладки бетонной смеси, а также систему подвесных подмостей. Для обеспечения горизонтальности рабочего пола опалубки применяют автоматические системы, синхронизирующие работу домкратов.

Существуют системы скользящей опалубки, где домкратные стержни вынесены за пределы бетонируемой стены. При этом исключаются трудности, связанные с извлечением домкратных стержней для их повторного применения, однако усугубляются проблемы обеспечения устойчивости домкратных стержней.

Подавляющее большинство систем скользящей опалубки предусматривает наращивание горизонтальных элементов арматурного каркаса отдельными стержнями по мере подъема опалубки. Это обусловливается наличием охватывающих стену домкратных рам, ригели которых всего на 25—40 см превышают отметку верха щитов, что препятствует установке объемных каркасов. Поэтому арматурные работы здесь практически не поддаются индустриализации.

Читать еще:  СНиП пароизоляция стен

Существуют многочисленные конструкции домкратов для скользящей опалубки: электромеханические, пневматические, вибрационные, гидравлические. Последние получили наибольшее распространение, в том числе и нашей стране, где серийно выпускаются гидродомкраты ОГД-64-У, развивающие усилие 55 кН, целесообразно применение более мощных домкратов (до 200—300 кН), что позволит повысить надежность всей системы, а также увеличить расстояние между домкратными стержнями.

Бетонирование в скользящей опалубке предъявляет ряд специфических требований к составу применяемой бетонной смеси. Они определяются особенностями укладки смеси и необходимостью обеспечить заданный темп набора прочности в ранние сроки твердения.
Бетонную смесь укладывают в скользящую опалубку слоями, как правило, не превышающими 20-25 см при подвижности 8—10 см. Высота слоя ограничивается допустимым давлением смеси на шиты опалубки, необходимостью равномерной ее загрузки, а также требованием перекрытия слоев без образования рабочего шва. Даже если сделать весьма жесткую опалубку (что, естественно, отразится на ее массе) и обеспечить высокую интенсивность подачи бетонной смеси, исключив проблему перекрытия слоев, высоту слоя бетонирования нельзя существенно увеличить. В противном случае пришлось бы чрезмерно повысить скорость подъема, тогда выходящая из-под щитов отформованная стена не имела бы достаточной распалубочной прочности.

Решение этой задачи в принципе возможно за счет увеличения высоты щитов, однако при этом возрастают силы трения опалубки о бетон и ухудшается его поверхность. Наилучшие условия взаимодействия скользящей опалубки с уложенным бетоном создаются при прочности выходящего из-под щитов бетона в пределах 0,2—0,3 МПа. При меньшей прочности возможны деформации (оползание бетона), при большей ухудшаются условия подъема, так как трение поднимаемой опалубки происходит не по отформованной смеси, а по затвердевшему бетону.

Прочность выходящего из-под щитов опалубки бетона 0,2—0,3 МПа достигается в зависимости от его состава и используемых материалов, а также от температуры окружающего воздуха за период 4—12 ч. Для обычно принимаемой высоты щита 130 см такая продолжительность нахождения бетона внутри опалубки определяет скорость ее движения соответственно 260—290 см/смену.

Инструментальные методики определения в построечных условиях прочности бетона в раннем возрасте отсутствуют. Специалисты по работе со скользящей опалубкой считают скорость ее перемещения выбранной правильно, когда при нажатии пальцем на вышедший из-под опалубки бетон на нем остается заметный отпечаток, но не глубокая вмятина.

При высокой интенсивности бетонирования и скорости подъема опалубки, превышающей 5 м в сутки, твердеющий бетон неразвитых в плане сооружений (трубы, ядра жесткости) испытывает значительные нагрузки не только от веса вышеуложенных слоев, но и от ветра. В связи с этим регламентируют прочность бетона при различном превышении над ним зоны укладки смеси. Кинетика набора прочности бетона в первые 1—7 дней после укладки имеет особо важное значение при работе в скользящей опалубке зимой.

Работа в скользящей опалубке сопряжена с дополнительными трудностями. Обеспечить, рост прочности бетона по выходе его из-под щитов опалубки можно, перемещая вместе с опалубкой специальные средства для его тепловой обработки. Наибольшее распространение для этой цели получил тепляк, образуемый закрытием опалубки и подвесных подмостей брезентовой “юбкой”. Внутри тепляка устанавливают калориферы, поддерживающие температуру около 20°С. Опалубку перемещают со скоростью 0,6—0,8 м/сут. “Юбка” создает дополнительную вертикальную нагрузку на опалубку. Нагрузки от повышенной парусности “юбки” при сильных ветрах могут “закручивать” опалубку. Особое внимание надо уделять обеспечению пожарной безопа¬ности при работе калориферов.

Ряд жилых и общественных зданий возводился зимой в скользящей опалубке с использованием противо-морозных добавок — поташа и нитрита натрия. Этот беспрогревный метод требует в связи с колебаниями температуры воздуха постоянного изменения количества вводимых добавок и режимов бетонирования. Неожиданные похолодания могут приводить к падению температуры выходящего из-под опалубки бетона ниже расчетной. Из-за медленного набора прочности бетона с нитритом натрия приходится останавливать бетонирование, а использование поташа резко сокращает сроки схватывания бетона. Все это свидетельствует о практической невозможности при использовании противоморозных добавок поддерживать оптимальными режимы движения скользящей опалубки и обеспечить непрерывность процесса бетонирования.

При остановке скользящей опалубки с образованием рабочего шва щиты необходимо поднять почти на полную высоту над уровнем твердеющего бетона. Перед началом дальнейшего скольжения опалубку заполняют бетонной смесью, соблюдая специальные требования по режиму бетонирования. Эта достаточно сложная операция не избавляет от образования в зоне шва так называемой елочки — характерного перепада по толщине бетонируемой стены, возникающего из-за установки щитов скользящей опалубки с распалубочным наклоном. Помимо елочки в зоне шва образуются подтеки растворной части смеси. Таким образом, остановки в скольжении связаны с дополнительными работами по штукатурке поверхности бетонируемых стен.

Остановки скользящей опалубки могут диктоваться конструктивными особенностями возводимых сооружений. Так, при возведении жилых и общественных зданий остановки делают для устройства междуэтажных перекрытий. Здесь при разработке принципиальной технологии работы приходится решать компромиссную задачу: чем меньше остановок скользящей опалубки, тем проще и быстрее возводить стены, но больше трудностей в устройстве перекрытий.

Существует метод, когда стены возводят на полную высоту здания, а затем внутри готового “колодца” монтируют сборные или бетонируют монолитные перекрытия. В этом случае приходится обеспечивать устойчивость сооружения в строительный период без поперечных элементов жесткости. Кроме того, устройство перекрытий осложнено подачей грузов “вслепую” с помощью сигнальщиков.

Сейчас шире применяют методы, предусматривающие устройство монолитных перекрытий с отставанием на один и более этаж от возведенных стен. Опалубка перекрытий делается, как правило, подвесной к скользящей. Применение скользящей опалубки в режиме с многочисленными остановками ставит под вопрос ее конкурентоспособность для использования при возведении многоэтажных зданий по сравнению с прогрессивными конструкциями объемно-блочной опалубки и переставной опалубки с механизированным подъемом. Их применение не ставит каких-либо особых требований к кинетике набора прочности бетона, позволяет сравнительно просто бетонировать конструкции зимой и обеспечивает лучшее, чем при скользящей опалубке, качество поверхности стен.

Возведение зданий в скользящей опалубке

Скользящая опалубка применяется для бетонирования вертикальных кон-струкций зданий (стен, перегородок, ядер жёсткости, лифтовых шахт и др.). Она представляет собой пространственную опалубочную систему, установленную по периметру стен и поднимаемую по мере их бетонирования гидродомкратами.

Рис. 10.3

Схема скользящей опалубки.

1. Бетонируемая стена

2. Домкратный стержень

3. Домкратная рама

5. Опалубочные щиты

7. Наружные подвесные подмости

8. Ограждение подмостей

Основная опорная конструкция – система опорных стержней, на которые опирается домкратная рама, к которой закреплены опалубочные щиты и наве-шены подмости. Внутри периметра стен устраивается рабочий пол, с которого ведутся работы. По рабочему полу монтируется разводка гидравлических трубопроводов и устанавливается пульт управления.

Гидродомкраты устанавливаются на опорные стержни и крепятся к дом-кратным рамам. Под действием рабочей жидкости домкраты перемещаются по стержням с заданной скоростью и тянут за собой всю систему.

Кроме гидравлических домкратов могут использоваться механические и электромеханические домкраты.

Для отечественных типов опалубок монолитные конструкции должны иметь следующие характеристики:

Размерный модуль — 300мм;

Расстояние между осями стен — 1500….7200мм;

Высота этажа — 2800, 3000, 3300мм;

Толщина стен наружных — 180….500мм;

Толщина перекрытий — 120…200мм.

Бетонирование конструкций и сооружений в скользящей опалубке – по-точный процесс. Технологический поток состоит из армирования, укладки бетонной смеси, установки и извлечения проёмообразователей, контроля качества бетонирования, затирки поверхностей и др. Опалубку, щиты которой имеют высоту 1 – 1,2м, собирают на фундаментной плите таким образом, чтобы её внутренние размеры соответствовали поперечному сечению бетонируемых конструкций. Вся система через домкратные рамы опирается на стальные стержни диаметром 25…50мм, передающие нагрузку на фундаменты.

Интенсивность бетонирования зависит от темпа арматурных работ, приме-няемой технологии укладки бетонной смеси и продолжительности выдержива-ния бетона до набора им расчётной прочности. Оптимальную скорость подъёма скользящей опалубки определяют из условия достижения бетоном распалубоч-ной прочности при минимальном её сцеплении с палубой:

Vоп = (Ноп — а – h сл ) / tр ,

где, Ноп – высота опалубки, см; а – расстояние от уложенного бетона до верха опалубки, см.; h сл – высота укладываемого слоя бетона, см. ;

tр — набора бетоном требуемой распалубочной прочности, час.

К месту укладки бетонную смесь подают краном в бункерах с выгрузкой её небольшими порциями на рабочий пол или бетононасосом с распредели-тельной стрелой непосредственно в опалубку. Заполняют опалубку слоями тол-щиной 25-30см по всему периметру стен. Каждый последующий слой смеси ук-ладывается после уплотнения предыдущего слоя и до начала его схватывания. Уплотняют смесь глубинными вибраторами (ИВ –47 или ИВ – 67). Продолжи-тельность вибрирования приют в зависимости от вида и подвижности бетонной смеси в пределах 10…40сек. При использовании литых бетонных смесей виб-роуплотнение производится только в местах соединений и углах конструкций, а также в зонах с высокой насыщенностью арматурой. При подаче бетонной смеси бетононасосом до начала бетонирования необходимо смонтировать автономную распределительную стрелу или иной распределитель бетонной смеси. При этом оптимальный вылет стрелы определяется исходя из размеров здания с учётом равномерного распределения бетонной смеси по всему периметру опалубки.

Параллельно с укладкой бетона выполняют армирование стен. Подачу армоизделий и других расходных материалов производят башенным краном или лебёдкой. Использование опалубки с увеличенным шагом домкратных рам позволяет вести монтаж арматуры целыми армокаркасами или армоблоками.

Бетонирование расчётного яруса (обычно этажа) ведётся непрерывно в две или три смены. Остановка допускается только по технологическим соображе-ниям (корректировка горизонтальности системы, устранение дефектов).

После возведения стен на высоту одного этажа приступают к монтажу сборных элементов.

Междуэтажные перекрытия быть устроены несколькими способами:

а) Сборно-монолитные перекрытия. Сборные ж/бетонные плиты устана-вливаются в проектное положение после окончания бетонирования стен и демонтажа скользящей опалубки. Плиты перекрытий устанавливаются на монтажные столики и имеют выпуски рабочей арматуры, которые свариваются с аналогичными выпусками стен. После сварки монтажный участок омоноличивается.

К недостаткам этого способа следует отнести «слепой» способ монтажа плит, а это вызывает много трудностей. Здание в этом случае нужно рассчитывать на восприятие горизонтальных нагрузок при работе без перекрытий, что ведёт к усилению армирования стен. Кроме этого примерно в 1,5раза возрастает трудоёмкость (по сравнению с монолит-ным вариантом), на 10% расход металла, на15% накладные расходы.

б) Монолитные, бетонируемые «снизу вверх» после возведения стен.

Перекрытия выполняются после демонтажа скользящей опалубки, начиная с нижнего этажа. Применяется сборно-разборная щитовая опалубка для перекрытий, с опорой на нижележащий этаж через стойки. Бетонирование ведётся поэтажно, к работам на новом ярусе приступают только после полного завершения работ на предыдущем перекрытии и набора расчётной прочности бетоном (с учётом нагрузок от опалубки и свежеуложенной бетонной смеси).

в) Совмещённый способ. Бетонирование перекрытий совмещается с возведением стен. Для удобства ведения работ внутренние щиты опалубки делают короче наружных на толщину перекрытия. После завершения бетонирования стен на этаже скользящая опалубка останавливается строго на уровне перекрытия. Армирование и бетонирование производится через специальные проёмы в рабочем настиле, что очень неудобно с точки зрения производства работ.

Эта технология сложная и трудоёмкая.

г) Бетонирование «сверху- вниз». Способ применяется при возведении стен на полную высоту. Не демонтируя скользящую опалубку, на её рабочем настиле устанавливают специальные лебёдки с гибкими тягами, на которые подвешивается инвентарная опалубка перекрытий, состоящая из телескопических прогонов и щитов. Бетонирование, при помощи бетононасосов ведётся от верхнего перекрытия к нижнему. После приобретения бетоном распалубочной прочности опалубка отрывается от бетона и перемещается вниз на отметку следующего этажа. Для пропуска тяг в перекрытиях предусматриваются монтажные проёмы.

д) Бетонирование с отставанием на 2-3 этажа. Это частный случай способа «снизу-вверх». Применяется в большинстве случаев. Удобен при многозахватной системе организации работ, при наличии нескольких комплектов опалубки.

Метод возведения зданий и сооружений в скользящей опалубке

Скользящая опалубка подвижна, ее поднимают вверх без перерыва в бетонировании и применяют при возведении высотных железобетонных сооружений с монолитными вертикальными стенами постоянного, а в последнее время и переменного сечений. Применение опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий (16. 24 этажа) и сооружений с минимальным количеством оконных и дверных проемов, закладных деталей и элементов (). К ним относятся хранилища различных материалов, дымовые трубы высотой до 400 м, градирни, ядра жесткости высотных зданий, резервуары для воды, радио- и телевизионные башни. Важным достоинством возведения таких объектов в скользящей опалубке является значительное повышение темпов строительства, снижение трудоемкости, стоимости, сроков работ.

В отличие от сборных железобетонных сооружений в монолитных исключены стыки, что способствует улучшению эксплуатационных характеристик зданий. Скользящая опалубка позволяет расширить гамму архитектурно-планировочных решений, обеспечивает улучшение звукоизоляции сооружения, повышает теплотехнические характеристики здания. При возведении зданий в сейсмических районах решается проблема их надежности и сейсмостойкости.

Монолитное домостроение в скользящей опалубке позволяет с использованием одного комплекта опалубки, путем его переналадки, осуществлять строительство зданий различного планировочного решения и разной этажности.

Опалубка эффективна, если ее использование предусмотрено для возведения нескольких рядом расположенных зданий. При возведении одиночных зданий опалубка окажется экономически эффективной при высоте здания не менее 25 м.

Принцип скользящей опалубки

Суть скользящей опалубки заключается в её подвижности без прерывания процесса бетонирования. Состоит такая опалубка из двух вертикально расположенных щитов, одинаковых по высоте.

Кроме щитов, в конструкции скользящей опалубки присутствуют:

· балки и домкратные рамы,

· навесные подмости для рабочих,

· внутренний настил для бетонщиков, материала, насосной станции.

Балки располагаются в два ряда, как с внутренней стороны, так и с наружной. Гидравлические домкраты либо электрические для подъема опалубки по домкратным стержням устанавливаются на рамы. Сами же домкратные стержни привариваются на уровне фундамента к выступающим из него арматурным стержням или специальным выпускам.

Возведение зданий и сооружений методом скользящей опалубки имеет много достоинств, и в то же время есть в нем и свои недостатки.

К достоинствам скользящей опалубки можно отнести:

· высокие темпы строительства, когда за сутки можно возвести один этаж, при условии трехсменной работы;

· сокращение стоимости строительства на 15-20%;

· возможность переналадки комплекта опалубки, благодаря чему возводятся здания с различными архитектурными и планировочными решениями.

Наряду с достоинствами скользящей опалубки существует ряд недостатков при её использовании:

· сложность установки внутри арматурных каркасов;

· невозможность устройства проемов в стенах большого размера;

· большая трудоемкость по заливке перекрытий;

· наличие высококвалифицированных работников;

· удорожание работ в зимнее время;

· обязательное выполнение технологических процессов, неисполнение которых ведет к снижению эффективности использования скользящей опалубки.

· качество бетона должно быть высоким, не допускается перерывов в бетонировании,

· подъем опалубки должен быть строго вертикальным,

· доставка бетона должна производиться в соответствии с графиком,

· непрерывность процесса установки арматуры;

· высокая стоимость устранения дефектов, допущенных при бетонировании в скользящей опалубке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector